История компании «Макдоналдс» не только необычна, но и поучительна. Закусочную быстрого обслуживания придумали два брата по фамилии Макдоналд, но слава и успех пришла не к ним, а к Рэю Кроку …
Как и почему это получилось рассказывает фильм «Основатель» режиссера Д. Хэнкока (США, 2016).
«Историю пишут победители». А. Менегетти
Мало придумать идею или что-то изобрести. Пока нет спроса услуга или товар ничего не стоят. Продать идею, сформировать на нее спрос порой требует куда больших усилий. Рэй Крок был опытным коммивояжером и хорошо знал об этом.
«Следите за клиентом и бизнес сам позаботиться о себе». Р. Крок
Братья Макдоналд
Дик и Мак Макдоналд были талантливыми и упорными предпринимателями. Они не сразу придумали свою концепцию закусочной быстрого обслуживания. Начинали с кинотеатра, обанкротились. Открыли заведение по продаже хот-догов, которое оказалось не прибыльным из-за высокой конкуренции. Но не сдались.
Перевезли закусочную в другой город, причем и здание тоже. Их не остановило ни расстояние, ни даже мост над дорогой из-за которого здание не проходило под пролетом. Они его распилили и провезли по частям, а потом собрали снова.
Интересна и история изобретения технологии быстрого обслуживания. Это великолепно показано в фильме. Лучше один раз увидеть.
Зрелый коммивояжер
Рэю Кроку в 1954 году шел 53-й год. Он торговал миксерами для приготовления молочных коктейлей. До этого успел поторговать почти всем, что только появлялось на рынке. Бизнес шел, на жизнь хватало, но хвастать было нечем. А амбиции были.
Однажды, ему поступил необычно большой заказ — сразу на 8 миксеров. Крок сперва не поверил, но заинтересовался и лично поехал познакомиться с клиентом.
Покупателем оказалась закусочная братьев Макдоналд, которая сильно отличалась от других аналогичных заведений. Там всегда было людно и стояла очередь. Необычной была организация работы — без официантов и столиков, быстро и недорого — гамбургер стоил почти в два раза меньше, чем у конкурентов.
«Два наиболее важных требования для большого успеха: во-первых, быть в нужном месте в нужное время, а во-вторых, делать что-то для этого». Р. Крок
Золотая франшиза
Крок сразу понял, что нашел золотую жилу. И предложил продавать франшизу на «Макдоналдс».
К его удивлению, предложение не вызвало у братьев восторга. У них уже был печальный опыт. Покупатели франшиз не соблюдали стандарты, добавляли что-то свое в меню, не следили за качеством, чистотой, относились халатно к делу. Входить в эту реку снова братья не хотели.
Крок не отступил, а нашел нужные слова и убедил попробовать еще раз. Партнеры ударили по рукам и дело закрутилось.
Начал Крок не с продажи франшиз, а с ее покупки. Он сам стал франчайзи и открыл собственную закусочную «Макдоналдс». Изучив товар со всех сторон, он смог впоследствии предлагать франшизу, хорошо зная ее сильные и слабые стороны.
Слабой стороной оказалась не франшиза, а человеческий фактор. И для того, чтобы решить эту проблему потребовались неординарные лидерские качества.
Лебедь, рак и щука
Соответствует ли действительности трактовка событий, показанная в фильме не столь важно. Все же вызывает удивление, что партнеры почти сразу после подписания договора полностью утратили взаимопонимание. Не было даже попыток наладить диалог, каждый считал себя во всем правым. Это не способствовало работе, но для Крока стало дополнительной мотивацией к действию.
Более 6 лет стороны проработали вместе. Как бы там ни было, Крок сумел за это время продать более 100 франшиз, и не только продал, но добился, чтобы франчайзи соблюдали условия и стандарты. И ему хотелось двигаться быстрее.
Братья Макдоналды оказались консервативными. Инициатива и энергия Крока скорее пугала их. Напрягаться и рисковать они не хотели. Вероятно, их устраивало небольшое семейное дело, обеспечивающее спокойную и размеренную жизнь.
Это не устраивало не только Крока, но и рынок. Рынок уже требовал иного масштаба воплощения этих идей. Выбора у братьев не было. Но они не понимали этого.
«До тех пор, пока ты зеленый — ты растешь. Как только ты созреешь, то начинаешь гнить». Р. Крок
Прежний договор сковывал Крока по рукам и ногам, не давая ни экономических, ни юридических возможностей развивать проект так, как ему хотелось. Тогда предприниматель сознательно идет на конфликт и в результате переговоров выкупает у братьев права на торговую марку «Макдоналдс» за $2,7 млн.
Экономический гений
Рэй Крок любил повторять: «Человек сам по себе ничто. Главное – это организация». Как и любая фраза, ее можно понимать по-разному. Для кого-то она отсылает к Большому Брату, для других — к принципу рациональности и целеустремленности.
«Качество лидера отражается в стандартах, которые он сам для себя устанавливает». Р. Крок
В одной из своих лекций в 1996 году Антонио Менегетти говорил:
«Лидер это тот, кто вынимает голову из замкнутого круга, которым является система, и начинает действовать в соответствии со своими интересами. Любая вещь может быть использована для достижения богатства. Например, в чем состоит экономический гений Макдоналда?».
Нет ничего проще гамбургера, бутерброда с котлетой, и картошки фри. Но для того, чтобы единственный ресторан «Макдоналдс», даже будучи популярным и прибыльным, превратился в глобальную международную сеть, требовался неординарный лидер.
Этим лидером стал не тот, кто придумал идею, а тот, кто сумел ее упаковать и продать тысячам предпринимателей по франшизе. Для этого потребовалось создать систему, найти и организовать людей, придумать как обеспечить рост и конкурентноспособность дела.
Братья Макдоналд потеряли впоследствии и свой единственный ресторан, проиграв конкуренцию на рынке. Виноват ли в том Крок или их наказала сама жизнь за упущенные возможности, которые были перед ними открыты?
Справка ФЛ
На начало 2017 года капитализация «Макдоналдс» составила $100,3 млрд, чистая прибыль — $4,8 млрд (2016 год). Под торговой маркой работает более 36 тыс. ресторанов быстрого питания (80% по франшизе) в 118 странах мира.
Другие статьи по теме:
Рубрика «Предпринимательство»
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.