История предпринимательства: новгородская республика

Новгородская республика

Заведя разговор О создании купеческих союзов  и упомянув о древнем Новгороде трудно обойти стороной феномен появления в XII веке Новгородской республики, уникального государства средневековой Руси.

 

«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы — русские». Дмитрий Лихачев, академик.

Примечательно, что похожие на Новгородскую республику города-коммуны примерно в тоже время создаются и в Европе, в первую очередь в Италии — это Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Болонья и так далее.

Эти республики возникают благодаря сословию богатых горожан — представителей родовой знати и купцов, разбогатевших на торговых операциях, которые инициируют новые формы правления.

Республиканское устройство (res publica — общее дело), активная экономика, взаимодействующая с другими городами и странами порождали и развитие культуры: от коммунального устройства до архитектуры, искусства, образования. Так уровень грамотности новгородцев был очень высоким среди всех слоев населения.

Призвание варягов. В. М. Васнецов
Призвание варягов. В. М. Васнецов, 1909 г.

Зачем позвали Рюрика?

Новгород появляется на территории, где уживалось множество славянских и финно-угорских племен. Именно там проходил и путь из варяг в греки. Варяги — войны-купцы с Балтики, они контролировали эти территории и собирали дань с племен. Так все продолжалось до 862 года.

В том году племена, видимо сговорившись, отказались платить дань и выгнали варягов. Но тут же столкнулись с распрями и междусобицей. И их старейшенам хватило мудрости пригласить князя со стороны, чтобы он гарантировал порядок и законность. Выбор пал на Рюрика.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные урмане (норвежцы) и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Из «Повести временных лет».

К середине IX века у реки Волхов и складывается своего рода центр конфедерации племен из расположенных по соседству поселков, населенных «славянами, кривичами и чудь». Здесь и появляется Новгород.

Эта «родословная» оказала влияние и на последующее развитие города: Новгородские административные районы — «концы», возникшие на месте поселков, продолжали соперничество и впоследствии. Политическая власть формировалась за счет паритетного представительства жителей районов в новгородском вече — прообразе современных парламентов.

План древнего Новгорода
План древнего Новгорода

Князь по контракту

Инициатива приглашать князей оказалась прозорливой, создав благоприятные условия для системы разделения властей.

До XII века город был зависим от киевского князя, который присылал в Новгород одного из своих сыновей. Однако, шаг за шагом новгородцы добивались все большей самостоятельности.

Сперва получили право выбирать посадника и тысяцкого. А в 1136 году выгнали князя Всеволода и провозгласили «вольность в князьях». С того момента и начинается Новгородская республика.

Приглашать князей новгородцы не перестали. Он нужен был для военной защиты, для обеспечения торговли и снабжения города хлебом. Впрочем, новгородцы и сами могли постоять за себя, это был смелый и сильный народ, и в тоже время они предпочитали дипломатию войне, успешно играя на противоречиях соседних государств.

Власть князя в Новгороде была сильно ограничена.

  • Князь и его дружина не могли собирать налоги в новгородской земле; это делали сами новгородцы и из собранного часть отдавали князю.
  • Князь не мог владеть землей на территории Новгорода на правах вотчины;
  • На суде обязательно участвовали князь и посадник, причем последнее слово оставалось за посадником.

Если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», выгоняли. С 1095 по 1305 год князья в Новгороде менялись 58 раз, в среднем каждые 3,6 года.

Икона "Видение пономаря Тарасия", XVI в.
Новгород на иконе «Видение пономаря Тарасия», XVI в., фрагмент

Древнее правительство

Наиболее влиятельной фигурой в Новгороде был не князь, а посадник, ведавший основными сторонами политической жизни, своего рода глава правительства. Помощник посадника тысяцкий ведал ополчением и торговым судом. Также была «вечевая изба», возглавлявшаяся вечевым дьяком, и другая администрация.

Значительную роль, и подчас решающую, играл новгородский «владыка» (архиепископ), который помимо духовной власти обладал и властью светской: ведал городской казной, внешними сношениями республики, имел право суда.

Вече в Новгороде. 1907 Клавдий Лебедев
Вече в Новгороде, Клавдий Лебедев, 1907

Вече — отец парламента

Высшей властью в Новгороде обладало общегородское вече. Оно собиралось по зову вечевого колокола на «Ярославле дворе» (Торговая сторона).

На вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей. Площадь была оборудована скамьями — участники веча сидели, а не стояли. Состав веча был сравнительно невелик — 400–500 человек.

В одном из немецких источников XIV века сообщается, что Новгород управляется «300 золотыми поясами». Каждый район-конец посылал на вече сотню представителей, «лучших людей» — то есть знать. С расширением числа концов сначала до четырех, а затем до пяти пропорционально увеличивалось и число участников веча.

Археологи подсчитали, что во всем древнем городе существовало около 400–500 боярских дворов — практически столько же, сколько и участников веча. Остальные горожане могли присутствовать на вече и выражать свое мнение, но решение принимали бояре. Новгород был боярской, аристократической республикой.

Вече имело право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались и главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ (позднее архиепископ).

Было в Новгороде и местное самоуправление. Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» (от слова «улица») или «кончанским» (от слова «конец», район) вечем, на которых собиралось всё свободное мужское население улицы или конца (кроме слуг, холопов и других зависимых людей).

Древний Новгород, политическая борьба, мост Волхов
Если вече раскалывалось, то нередко дело доходило до кровавых столкновений. Бывало, что одновременно собирались два веча — на Софийской и на Торговой стороне, и спор между ними решался кулаками на мосту через Волхов.

Тем не менее именно в ходе бурных вечевых сходов и установился порядок избрания посадников и епископов новгородцами, а купеческие и ремесленные объединения, освободились из-под контроля епископа, князь был ограничен в своих правах.

«Золотые пояса»

Археологи раскопали несколько боярских усадеб. Они велики по размерам и достигают 1200–1500 кв. м. Их территории практически не менялись с X по XV век. Там жили не просто богатые люди, но семьи обладавшие экономической устойчивостью: им не приходилось дробить владение, продавать их части.

Благодаря находкам берестяных грамот удалось определить принадлежность усадеб. Одна из них принадлежала знаменитой семье Варфоломеевичей, из которой вышли известные политические деятели XIII–XV вв.: посадник Варфоломей Юрьевич, его сын посадник Лука, внук посадник Онцифор Лукич, крупный дипломат, военачальник и градостроитель посадник Юрий Онцифорович, а затем его сын Михаил и внуки Андреян и Никита.

К усадьбе примыкали несколько средневековых церквей, связанных с семьей Варфоломеевичей: одна из них служила фамильной усыпальницей, в строительстве других они принимали участие.

Боярские «гнезда» существовали во всех районах-концах древнего Новгорода. Пространство между ними заполняли дома простых горожан — торговцев и ремесленников. Строили свои дома новгородцы прочно, крепко, украшая их резьбой. Обычно дома были двухэтажные: жилой верх и холодный низ, где хранились хозяйственные запасы, имущество, различная утварь.

Древний Новгород, рисунок
Древний Новгород, рисунок

У истоков капитализма

Неожиданным оказался состав боярских усадеб. Кроме большого двух- или трехэтажного господского дома, дома для челяди и хозяйственных построек почти всегда присутствовали и производственные ремесленные мастерские.

Каждая усадьба специализировалась на одном или двух видах ремесел. Это могла быть кожевенная или ювелирная мастерская, кузница. Речь шла не о натуральном хозяйстве, а об ориентации на рынок. Производство приносило боярам доход, и они активно развивали свои мастерские, нанимая ремесленников на работу.

Археологи обнаружили в Новгороде около 150 ремесленных мастерских XI–XV веков, что является высоким показателем не только для средневековой Руси, но и Европы. Это были мастерские кожевников, ювелиров, литейщиков, токарей, косторезов, бондарей, сапожников, пивоваров, ткачей, красильщиков, хлебников, пряничников.

Были найдены инструменты и продукция — железные, деревянные и стеклянные изделия, ткани, перстни, накладки, поясные наборы, гребни, бритвы, весы, шахматные фигурки, кожаные мячи для игры в лапту и даже кожаная маска с прорезями для глаз.

Там же собрана и самая большая коллекция средневековых музыкальных инструментов — гусли и гудки, свирели и варганы.

О торговле уже говорилось. Скудная северная земля была не самой подходящей для земледелия, поэтому город не мог сам обеспечить себя зерном и хлебом; но выгодное расположение и предприимчивый дух новгородцев с избытком компенсировали этот недостаток. Археологи подсчитали, что в городе было более 1800 лавок, прилавков, складов, что много даже по современным меркам.

Собор Антониева монастыря, 1119 год
Собор Антониева монастыря, 1119 год

Красота силы

«Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. Такова же и новгородская живопись — яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно», — пишет Игорь Грабарь, художник и знаток древнерусского искусства.

Древние находки показали, что чувство прекрасного было присуще всем слоям горожан, проявляясь в стремлении каждого искусно украсить свой быт, использовать красивые вещи и предметы. Украшенные резьбой деревянная ложка или костяной гребень, изделия из кожи, были порождены стремлением новгородцев к красоте, отражали их потребность выразить художественный вкус в образах, соответствующих обстановке.

Из примерно 350 храмов, построенных на Руси в домонгольский период, более 120 было в Новгороде. Это кажется избыточным для города с населением 20–30 тысяч человек. Причина была в том, что храмы активно строили богатые горожане и считали это делом чести.

Величественным памятником того времени является к примеру Антониев монастырь, собор которого был построен в 1119 г., а расписан фресками в 1125 г.

«Строителем» его был Антон, по позднейшему житию из летописи — богатый купец. По своему богатству Антониев монастырь не уступал княжескому Юрьеву монастырю, что говорит о больших деньгах, имевшихся у отдельных новгородцев.

Фрески Антониева Монастыря
Фрески Антониева Монастыря

Школа Ярослава Мудрого

Еще в 1030 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу, набрав в нее 300 учеников. К тому времени относятся и ранние из найденных берестяных грамот. Вероятно в связи с открытием школы и получило широкое распространение берестяное письмо.

Находки берестяных грамот, а найдено было их около тысячи, показали, что писать и читать умели люди самого разного социального положения – бояре и купцы, ремесленники и крестьяне, и даже холопы, как мужчины так и женщины. В большинстве своем это памятники деловой переписки, где можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках, но также есть и личные письма.

Берестяная грамота
Берестяная грамота

В Новгороде была и одна из крупнейших в средневековой Руси библиотек, насчитывавшая более полутора тысяч книг. Самая древняя из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие тоже оттуда. Перу дьякона Антониева монастыря Кирика принадлежит первое из известных русских математических сочинений — «Учение им же ведати человеку, числа всех лет».

Мостовые и водопровод

Начиная с X века в городе начали строить деревянные мостовые. В XI веке деревом мостили уже все улицы, а также дворы внутри усадеб. Вероятно они делались за государственный счет по единым размерам и подновлялись каждые 20 лет за счет укладки нового слоя. По обеим сторонам устраивались парапеты из трех рядов бревен, а также водосточные сливы.

В XII веке появляется первый на Руси и в средневековой Европе водопровод на Ярославском дворище. Для сравнения в Париже первый самотечный водопровод построен в конце XII века, в Лондоне — в XIII. Чистая вода подавалась по деревянным трубам из обильного ключа, бившего восточнее дворища. Протяженность водовода почти четыре километра.

Великий мост через Волхов, рисунок
Великий мост через Волхов (рисунок), летописи упоминают о нем начиная с X века.

Город таков, каковы его жители. И те, кто назвал его «Господин», не были «маленькими» людьми.

Смена лидера

Карта Новгородской республики
Новгородская республика в эпоху расцвета простиралась от Ледовитого океана («Студеного моря») до тверских земель и от Пскова до Урала …

Как и древний Рим в эпоху своего могущества, Новгород управлял огромной территорией от Ледовитого океана («Студеного моря») до тверских земель, от Пскова до Урала. Как и Рим Новгород пал тогда, когда знать, бояре стали заботиться лишь о сохранении своего богатства, утратив стремление к развитию. К XV веку боярская власть и сами бояре все чаще стали подвергаться нападкам со стороны большинства новгородцев.

В начале 1478 года в результате военного похода московского князя Ивана III Новгород перестал быть столицей вечевой республики. Новгородцы и не сопротивлялись, они отказались сражаться с единоверцами ради защиты интересов бояр.

Иван III ликвидировал республиканские институты власти — вече, посадников, тысяцких. Архиепископов начали присылать из Москвы. Управлять городом стали великокняжеские наместники. Значительная часть бояр была выселена из Новгорода, а их место заняли московские служилые люди. Новгородские земли стали составной частью Русского государства.

Другие статьи по теме:

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий