Заведя разговор О создании купеческих союзов и упомянув о древнем Новгороде трудно обойти стороной феномен появления в XII веке Новгородской республики, уникального государства средневековой Руси.
«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы — русские». Дмитрий Лихачев, академик.
Примечательно, что похожие на Новгородскую республику города-коммуны примерно в тоже время создаются и в Европе, в первую очередь в Италии — это Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Болонья и так далее.
Эти республики возникают благодаря сословию богатых горожан — представителей родовой знати и купцов, разбогатевших на торговых операциях, которые инициируют новые формы правления.
Республиканское устройство (res publica — общее дело), активная экономика, взаимодействующая с другими городами и странами порождали и развитие культуры: от коммунального устройства до архитектуры, искусства, образования. Так уровень грамотности новгородцев был очень высоким среди всех слоев населения.
Зачем позвали Рюрика?
Новгород появляется на территории, где уживалось множество славянских и финно-угорских племен. Именно там проходил и путь из варяг в греки. Варяги — войны-купцы с Балтики, они контролировали эти территории и собирали дань с племен. Так все продолжалось до 862 года.
В том году племена, видимо сговорившись, отказались платить дань и выгнали варягов. Но тут же столкнулись с распрями и междусобицей. И их старейшенам хватило мудрости пригласить князя со стороны, чтобы он гарантировал порядок и законность. Выбор пал на Рюрика.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные урмане (норвежцы) и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Из «Повести временных лет».
К середине IX века у реки Волхов и складывается своего рода центр конфедерации племен из расположенных по соседству поселков, населенных «славянами, кривичами и чудь». Здесь и появляется Новгород.
Эта «родословная» оказала влияние и на последующее развитие города: Новгородские административные районы — «концы», возникшие на месте поселков, продолжали соперничество и впоследствии. Политическая власть формировалась за счет паритетного представительства жителей районов в новгородском вече — прообразе современных парламентов.
Князь по контракту
Инициатива приглашать князей оказалась прозорливой, создав благоприятные условия для системы разделения властей.
До XII века город был зависим от киевского князя, который присылал в Новгород одного из своих сыновей. Однако, шаг за шагом новгородцы добивались все большей самостоятельности.
Сперва получили право выбирать посадника и тысяцкого. А в 1136 году выгнали князя Всеволода и провозгласили «вольность в князьях». С того момента и начинается Новгородская республика.
Приглашать князей новгородцы не перестали. Он нужен был для военной защиты, для обеспечения торговли и снабжения города хлебом. Впрочем, новгородцы и сами могли постоять за себя, это был смелый и сильный народ, и в тоже время они предпочитали дипломатию войне, успешно играя на противоречиях соседних государств.
Власть князя в Новгороде была сильно ограничена.
- Князь и его дружина не могли собирать налоги в новгородской земле; это делали сами новгородцы и из собранного часть отдавали князю.
- Князь не мог владеть землей на территории Новгорода на правах вотчины;
- На суде обязательно участвовали князь и посадник, причем последнее слово оставалось за посадником.
Если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», выгоняли. С 1095 по 1305 год князья в Новгороде менялись 58 раз, в среднем каждые 3,6 года.
Древнее правительство
Наиболее влиятельной фигурой в Новгороде был не князь, а посадник, ведавший основными сторонами политической жизни, своего рода глава правительства. Помощник посадника тысяцкий ведал ополчением и торговым судом. Также была «вечевая изба», возглавлявшаяся вечевым дьяком, и другая администрация.
Значительную роль, и подчас решающую, играл новгородский «владыка» (архиепископ), который помимо духовной власти обладал и властью светской: ведал городской казной, внешними сношениями республики, имел право суда.
Вече — отец парламента
Высшей властью в Новгороде обладало общегородское вече. Оно собиралось по зову вечевого колокола на «Ярославле дворе» (Торговая сторона).
На вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей. Площадь была оборудована скамьями — участники веча сидели, а не стояли. Состав веча был сравнительно невелик — 400–500 человек.
В одном из немецких источников XIV века сообщается, что Новгород управляется «300 золотыми поясами». Каждый район-конец посылал на вече сотню представителей, «лучших людей» — то есть знать. С расширением числа концов сначала до четырех, а затем до пяти пропорционально увеличивалось и число участников веча.
Археологи подсчитали, что во всем древнем городе существовало около 400–500 боярских дворов — практически столько же, сколько и участников веча. Остальные горожане могли присутствовать на вече и выражать свое мнение, но решение принимали бояре. Новгород был боярской, аристократической республикой.
Вече имело право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались и главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ (позднее архиепископ).
Было в Новгороде и местное самоуправление. Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» (от слова «улица») или «кончанским» (от слова «конец», район) вечем, на которых собиралось всё свободное мужское население улицы или конца (кроме слуг, холопов и других зависимых людей).
Тем не менее именно в ходе бурных вечевых сходов и установился порядок избрания посадников и епископов новгородцами, а купеческие и ремесленные объединения, освободились из-под контроля епископа, князь был ограничен в своих правах.
«Золотые пояса»
Археологи раскопали несколько боярских усадеб. Они велики по размерам и достигают 1200–1500 кв. м. Их территории практически не менялись с X по XV век. Там жили не просто богатые люди, но семьи обладавшие экономической устойчивостью: им не приходилось дробить владение, продавать их части.
Благодаря находкам берестяных грамот удалось определить принадлежность усадеб. Одна из них принадлежала знаменитой семье Варфоломеевичей, из которой вышли известные политические деятели XIII–XV вв.: посадник Варфоломей Юрьевич, его сын посадник Лука, внук посадник Онцифор Лукич, крупный дипломат, военачальник и градостроитель посадник Юрий Онцифорович, а затем его сын Михаил и внуки Андреян и Никита.
К усадьбе примыкали несколько средневековых церквей, связанных с семьей Варфоломеевичей: одна из них служила фамильной усыпальницей, в строительстве других они принимали участие.
Боярские «гнезда» существовали во всех районах-концах древнего Новгорода. Пространство между ними заполняли дома простых горожан — торговцев и ремесленников. Строили свои дома новгородцы прочно, крепко, украшая их резьбой. Обычно дома были двухэтажные: жилой верх и холодный низ, где хранились хозяйственные запасы, имущество, различная утварь.
У истоков капитализма
Неожиданным оказался состав боярских усадеб. Кроме большого двух- или трехэтажного господского дома, дома для челяди и хозяйственных построек почти всегда присутствовали и производственные ремесленные мастерские.
Каждая усадьба специализировалась на одном или двух видах ремесел. Это могла быть кожевенная или ювелирная мастерская, кузница. Речь шла не о натуральном хозяйстве, а об ориентации на рынок. Производство приносило боярам доход, и они активно развивали свои мастерские, нанимая ремесленников на работу.
Археологи обнаружили в Новгороде около 150 ремесленных мастерских XI–XV веков, что является высоким показателем не только для средневековой Руси, но и Европы. Это были мастерские кожевников, ювелиров, литейщиков, токарей, косторезов, бондарей, сапожников, пивоваров, ткачей, красильщиков, хлебников, пряничников.
Были найдены инструменты и продукция — железные, деревянные и стеклянные изделия, ткани, перстни, накладки, поясные наборы, гребни, бритвы, весы, шахматные фигурки, кожаные мячи для игры в лапту и даже кожаная маска с прорезями для глаз.
Там же собрана и самая большая коллекция средневековых музыкальных инструментов — гусли и гудки, свирели и варганы.
О торговле уже говорилось. Скудная северная земля была не самой подходящей для земледелия, поэтому город не мог сам обеспечить себя зерном и хлебом; но выгодное расположение и предприимчивый дух новгородцев с избытком компенсировали этот недостаток. Археологи подсчитали, что в городе было более 1800 лавок, прилавков, складов, что много даже по современным меркам.
Красота силы
«Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. Такова же и новгородская живопись — яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно», — пишет Игорь Грабарь, художник и знаток древнерусского искусства.
Древние находки показали, что чувство прекрасного было присуще всем слоям горожан, проявляясь в стремлении каждого искусно украсить свой быт, использовать красивые вещи и предметы. Украшенные резьбой деревянная ложка или костяной гребень, изделия из кожи, были порождены стремлением новгородцев к красоте, отражали их потребность выразить художественный вкус в образах, соответствующих обстановке.
Из примерно 350 храмов, построенных на Руси в домонгольский период, более 120 было в Новгороде. Это кажется избыточным для города с населением 20–30 тысяч человек. Причина была в том, что храмы активно строили богатые горожане и считали это делом чести.
Величественным памятником того времени является к примеру Антониев монастырь, собор которого был построен в 1119 г., а расписан фресками в 1125 г.
«Строителем» его был Антон, по позднейшему житию из летописи — богатый купец. По своему богатству Антониев монастырь не уступал княжескому Юрьеву монастырю, что говорит о больших деньгах, имевшихся у отдельных новгородцев.
Школа Ярослава Мудрого
Еще в 1030 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу, набрав в нее 300 учеников. К тому времени относятся и ранние из найденных берестяных грамот. Вероятно в связи с открытием школы и получило широкое распространение берестяное письмо.
Находки берестяных грамот, а найдено было их около тысячи, показали, что писать и читать умели люди самого разного социального положения – бояре и купцы, ремесленники и крестьяне, и даже холопы, как мужчины так и женщины. В большинстве своем это памятники деловой переписки, где можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках, но также есть и личные письма.
В Новгороде была и одна из крупнейших в средневековой Руси библиотек, насчитывавшая более полутора тысяч книг. Самая древняя из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие тоже оттуда. Перу дьякона Антониева монастыря Кирика принадлежит первое из известных русских математических сочинений — «Учение им же ведати человеку, числа всех лет».
Мостовые и водопровод
Начиная с X века в городе начали строить деревянные мостовые. В XI веке деревом мостили уже все улицы, а также дворы внутри усадеб. Вероятно они делались за государственный счет по единым размерам и подновлялись каждые 20 лет за счет укладки нового слоя. По обеим сторонам устраивались парапеты из трех рядов бревен, а также водосточные сливы.
В XII веке появляется первый на Руси и в средневековой Европе водопровод на Ярославском дворище. Для сравнения в Париже первый самотечный водопровод построен в конце XII века, в Лондоне — в XIII. Чистая вода подавалась по деревянным трубам из обильного ключа, бившего восточнее дворища. Протяженность водовода почти четыре километра.
Город таков, каковы его жители. И те, кто назвал его «Господин», не были «маленькими» людьми.
Смена лидера
Как и древний Рим в эпоху своего могущества, Новгород управлял огромной территорией от Ледовитого океана («Студеного моря») до тверских земель, от Пскова до Урала. Как и Рим Новгород пал тогда, когда знать, бояре стали заботиться лишь о сохранении своего богатства, утратив стремление к развитию. К XV веку боярская власть и сами бояре все чаще стали подвергаться нападкам со стороны большинства новгородцев.
В начале 1478 года в результате военного похода московского князя Ивана III Новгород перестал быть столицей вечевой республики. Новгородцы и не сопротивлялись, они отказались сражаться с единоверцами ради защиты интересов бояр.
Иван III ликвидировал республиканские институты власти — вече, посадников, тысяцких. Архиепископов начали присылать из Москвы. Управлять городом стали великокняжеские наместники. Значительная часть бояр была выселена из Новгорода, а их место заняли московские служилые люди. Новгородские земли стали составной частью Русского государства.
Другие статьи по теме:
- История предпринимательства: Садко и купеческие союзы
- История предпринимательства II: Русская Правда
- История предпринимательства: от Древней Руси до …
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.