Платон и Аристотель называли Спарту лучшим образцом государственного устройства. Им вторил Плутарх:
«Ликург не в писаниях и не в речах, а на деле создал государство, равного которому не было и нет, явивши очам тех, кто не верит в существование истинного мудреца, целый город, преданный философии».
Спарта и философия? Сегодня это утверждение может показаться странным. Со школьной скамьи мы помним, что Лакедемон (так называли это государство древние авторы) был рабовладельческим полисом жители которого с самого раннего детства учились воевать и не сдаваться, а не филосовствовать.
Быть свободным
Попробуем посмотреть на эту историю глазами древних греков. Первейшей ценностью для которых было «быть свободными».
Понятие «быть свободным» появляется даже прежде, чем понятие свобода. Об этом говорит уже Гомер в своем эпосе. Быть свободным значило быть хозяином на своей земле, не находиться ни под чьим господством. Такую свободу олицетворяет и обеспечивает город-полис для полноправных граждан — аристократов-землевладельцев-воинов.
Полис также устанавливал правила. Законы гарантировали социальный порядок, но также задавали вектора развития общества (см. Что такое справедливость).
Поэтому не случайно, что античные историки, описывая возникновение государств прошлого, отцами-основателями называли не тех, кто вбил первый колышек или заложил первый камень, но тех, кто дал гражданам законы, которые благоприятствовали развитию и процветанию.
Ромул установил порядки в Риме, Тесей считался первым законодателем Афин, Минос создал государственное устройство на Крите, а Ликург дал законы Спарте.
Законы Ликурга
В эпоху своего расцвета Лакедемон (V в до н.э.) был небольшим, но сильным и богатым государством, гегемоном среди более чем полутора тысяч древнегреческих государств-полисов.
От Ликурга спартанцы получили евномию, т. е. благозаконие, пишет древний историк Геродот. Эти законы касались политического устройства: герусии и эфората (см. внизу), организации спартанской армии, образцом было устройство критских дорийских общин.
По мнению Аристотеля, Ликург был не просто создателем отдельных законов, но создал новый государственный строй, или даже больше того — новое полисное государство.
Плутарх подробно описывает инициативы Ликурга в «Сравнительных жизнеописаниях»:
«… [Ликург] был убежден, что отдельные законы не принесут никакой пользы, если, словно врачуя больное тело, страдающее всевозможными недугами, с помощью очистительных средств, не уничтожить дурного смешения соков и не назначить нового, совершенно иного образа жизни.
Главнейшие начала, всего более способствующие процветанию государства и доблести, обретают устойчивость и силу лишь укоренившись в нравах и поведении граждан, ибо для этих начал более крепкой основой, нежели необходимость, является свободная воля, а ее развивает в молодежи воспитание, исполняющее в душе каждого роль законодателя.
[Ликург] полагая, что благоденствие как отдельного человека, так и целого государства является следствием нравственной высоты и внутреннего согласия, все направлял к тому, чтобы спартанцы как можно дольше оставались свободными, ни от кого не зависящими и благоразумными».
(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Из главы Ликург).
Свобода, равенство и братство
Война в Древней Греции была частым и обычным явлением. История Фукидида — это история непрекращающихся военных походов. Так пассионарные греки зарабатывали на хлеб, но также делали карьеру, проявляя героизм и лидерство.
Каждый свободный грек обязан был уметь владеть оружием как для участия в военных походах, так и для защиты своей родины.
Военное обучение и воспитание было распространено повсеместно. Но только в Спарте его довели до совершенства. Ликург и его последователи создали идеологию доблести и воинского братства, с помощью единого общественного образования и воспитания внедрили эту идеологию в демос (народ, свободные граждане).
Благодаря общественному, а не семейному воспитания, а также сдерживанию имущественного расслоения происхождение и богатство стали значить меньше, чем личные качества и заслуги гражданина.
«… Ликург, дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность, уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство, превосходства же искать в доблести…», — пишет Плутарх.
Возможно, главной инновацией Ликурга была система общественного воспитания. Мальчиков в 7 лет забирали из семьи и до 20 лет они жили в лагерях, где формировались такие черты характера как самостоятельность, инициативность, смелость, хитрость, сила воли, умение действовать в группе.
Ценностями были не честность или доброта, но способность побеждать и добиваться цели.
Кроме физической культуры и умения владеть оружием, спартанцев учили «говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», лаконично (слово происходит от названия места Лакония, где находилась Спарта).
Пению и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи. Музыка вместе с танцем «помогает гимнастике», а вместе с пением «способствует поэзии», воодушевляет на подвиги. Поэзия была высоко развита. Также изучались основы других наук, в их практической части.
Мораль и этика
Законы Ликурга касались и частной жизни спартанцев. Сегодня мы расценили бы их как вмешательство в личную жизнь, но то было естественно для древних греков. Полис был вправе устанавливать законы, включая нравственно-этические, направленные на общественное благо, то есть всех граждан. Тем более, что граждане и решали принять закон или нет.
Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Это время, которое человек мог потратить на личные цели. Поэтому образование и воспитание спартанца продолжалось и в зрелые годы.
Представления о воинственности и жестокости спартанцев несколько искажены современной культурой. К примеру, спартанцы не преследовали убегающего с поля боя противника, в том числе и для того, чтобы тому проще было решиться к бегству. Целью военных действий чаще всего было договориться о союзе, а не захватить и расхитить город.
В этом проявлялось отличие психологии сильного, которая в том и состоит, что сильному не нужно подтверждать свое превосходство. Желание продемонстрировать силу, унизить другого всегда происходит от слабости, от недостатка. У сильного если и есть слабости, то, как правило, это доверчивость и самоуспокоенность.
Судьба утопии
Спарта была изолированным и закрытым государством. Именно поэтому не так много достоверной информации об ее истории. Эта закрытость была вызвана естественным желанием сохранить специально созданный уклад жизни и культуру, оградить граждан от чуждых влияний.
Можно сказать, что Ликург создал первую утопию, социальный строй, основанный на свободе, равенстве и братстве. Именно из Спарты идут корни и идеи коммунизма, где не деньги, но способности должны играть роль социальных двигателей.
Уровняв всех спартанцев материально, Ликург обеспечил внешние условия социальной справедливости. Вероятно, это работало вначале, но со временем стало ахиллесовой пятой всего государства.
Искусственно лишенные материального соблазна спартанцы впоследствии оказались уязвимыми. За несколько веков мир изменился, Спарта стала влиятельным и богатым государством, деньги становились все более важным фактором. Они не только обеспечивали личные блага, но и правили политикой и дипломатией, превосходя порой по силе армию, тем более когда речь шла о внутренних делах государства.
Столкнувшись с новыми вызовами, и не сумев найти адекватного решения, Спарта быстро ослабла. Начались политические интриги, борьба за власть, упал боевой дух в армии. Многие спартанцы уехали в другие города, где стали наемниками ради заработка. К середине III века до н.э. в Спарте оставалось лишь около 700 граждан.
Впрочем, это был уже закат всей Древней Греции. Новым гегемоном становилась Римская империя.
Справка
Спарта — (др.-греч. Σπάρτη, лат. Sparta), или Лакедемон) — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в живописной долине реки Эврот. Возникает в XI веке до н.э. В основу государственного строя был положен принцип единства и равенства полноправных граждан. Государство регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала имущественное расслоение. Основы государственного устройства были заложены легендарным правителем Ликургом (IX век до н.э.). Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.
Герусия (совет старейшин) состояла из двух царей и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста (при средней продолжительности жизни мужчин 45 лет). Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях.
Народное собрание (апелла). Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось или криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решало вопросы войны и мира.
Другие статьи по теме:
- Поэма о Все видавшем или Эпос о Гильгамеше
- Древняя Скифия: видимое и невидимое
- Философия Аристиппа: искусство вести свою игру
Статьи рубрики Философия гуманизма
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.