Человек и гуманизм

Менегетти Антонио От гуманизма исторического к гуманизму вечному

Сегодня читая СМИ, анализируя информацию о жизни на нашей планете, можно прийти к выводу о том, что мы утрачиваем истинное представление о том, что такое человек. Мы говорим о галактиках, технологии, политике, бизнесе, у нас появились новые «божества» культуры: internet, windows, google, wikipedia и так далее.

Это касается самых интеллектуально развитых и наиболее культурных представителей молодежной среды, как на Западе, так и на Востоке.

Я говорю о молодых, которые вершат будущее, чувствуют себя лидерами, выступают «индикаторами» всего человечества, как для людей, так и для машин и средств массовой информации, это все проявляется и в политике, мировой экономике, в медицине, философии и, конечно же, кино, театре, музыке, моде, обычаях и так далее.

Эти молодые люди перестраивают мир «с нуля». Они придумывают заголовки газет, выступают в качестве консультантов телепрограмм, организуют фестивали, представляют новости, рекламу и так далее. Эта молодежь знает, что уже существует коллективный разум, который она же и создает. Они выбирают web – своеобразную нить, кожу, леску, ткань, нечто объединяющее, – чтобы оставить свой след, оказать влияние, вписать свою страницу в историю, донести истину о человеке и обществе.

На этой огромной странице, в этой газете, в этой энциклопедии молодежь пишет историю, создает науку, философию. Молодые люди ведут блоги, и появляется новый человек, без конца возникают нули-индивидуации, знаки, которые соответствуют миллионам аватаров.

В будущем будут созданы еще более мощные компьютеры, почти с безграничными возможностями, но медицина останется позади, лень усилится, и когда у человека печень перестанет работать нормально, глаза не будут видеть, сойдет на нет эротическая активность и прочее, он будет еще больше тиражировать секс-символы, но естественной эффективности ему будет не хватать, он не сможет получать удовольствие от жизни. У него будут психоделические ощущение от контакта с миром образов, но заболевания раком и особенно патологической шизофренией еще более участятся.

Если ситуация будет так развиваться и в будущем, то вероятно, что и вся легальная система отношений будет происходить через компьютер. Например, бумажные деньги исчезнут и останутся только кредитные карточки. Но если кредитная карта будет признана «недействительной», то ее владелец не будет иметь денег, чтобы купить себе пиво или мороженное, автомобиль будет заблокирован, свет в доме не включится, не будет работать холодильник, окна и двери дома останутся запертыми и так далее.

И это не пример из области научной фантастики. Достаточно подумать о том, что происходит, когда не работает пульт дистанционного управления: все, что обычно управляется этим устройством, остается заблокированным.

В сущности, мы стоим на пороге цивилизации, полностью основанной на робототехнике и дистанционном управлении, которое находится в руках взрослых детей, не знающих, что такое человек.

Что же такое человек и гуманизм?

Для изучения истоков гуманизма в западной культуре следует начать с учения Сократа. По сути, он открывает, что человек имеет рациональное сознание, следовательно, внутри себя имеет внутренний априорный порядок. Это то, что со времен Великой Римской империи до наших дней мы определяем как Ин-се рациональности.

Знаменитая максима Теренция может считаться фундаментом общей концепции классического гуманизма: “homo sum, humani nihil a me alienum puto” — я человек, и все что относится к роду человеческому, то относится и ко мне, как к человеку и части рода человеческого.

Гуманизм считает каждого человека уникальным и восхитительным созданием, поэтому все люди, даже самые разные, имеют одинаковое достоинство. Принятие неодинаковости – это стимул, и по этой причине гуманизм принимает и поддерживает различие культур, языков, людей и т. д.

Фундаментальное предназначение человека, согласно гуманистам, состоит в самореализации, в которой основополагающими моментами являются индивидуальное счастье и возможность задействовать собственные способности.

Человек есть существо способное к совершенствованию: он не только сотворен особым образом, но впоследствии, выбирая верный путь, он может расти и совершенствоваться. В онтопсихологии это называется «историческим аутоктизом»: онто Ин-се тоже может постоянно совершенствоваться, приобретать все большую и уточненную функциональность.

Наша душа может совершенствоваться, если мы совершаем действия, способствующие самовозрождению нашей идентичности, что затем выражается в активности, социальности, свободе для себя и для других.

Человек постоянно сталкивается с препятствиями, которые ставят перед ним мир, природа и он сам (кстати, именно последние являются основными), но в человеке должно быть неистребимо стремление к самореализации.

Подробнее см. в книге Антонио Менегетти «От исторического гуманизма к гуманизму вечному».

Добавить комментарий