Синемалогия. Психология лидера

Синемалогия. Психология лидера. Примеры из книги

Представленные в книге «Синемалогия. Онтопсихологический подход» фильмы позволяют наглядно понять принципы психологии лидера, обнаружить поведенческие и ментальные особенности, которые ведут лидера к победам или порождают неудачи.

Как пишет Антонио Менегетти, «фильм задает критический угол зрения, позволяя оценить мир бизнеса, политики, семейной жизни, взаимоотношений с детьми, мир дружбы, секса, денег. Все это игра, нацеленная на успех».

Если вы впервые сталкиваетесь с синемалогией, представленный в книге анализ фильмов может вызвать несогласие, желание поспорить с авторской позицией, и это естественно. Но прежде чем делать выводы, попробуйте разобраться, и для начала предположить, что может быть автор не ошибается. Что тогда?

В синемалогии по фильму «Волшебник страны Оз» Антонио Менегетти объясняет, что «все мы живем внутри культуры, которая не отвечает нашей природной идентичности», другими словами, мы были воспитаны и выросли в культуре, которая научила нас видеть и оценивать вещи заданным и не всегда верным образом.

Зачем и почему это вопрос, который выходит за рамки этой публикации, ответ на него можно найти в других книгах автора, например, «Система и личность» или «Искусство, сновидение, общество».

Но эти усвоенные с самого детства ментальные и поведенческие модели и убеждения и делают из нас соломенных, железных людей, трусливых львов и бутафорских волшебников.

Метод синемалогии позволяет выявить эти искусственные установки и при желании изменить их, чтобы поменять и результат той игры, в которую каждый из нас играет каждый день.

В качестве иллюстраций приводим отрывки из нескольких синемалогий.

Об изумрудных замках

Кадр из фильма "Волшебник страны Оз"
Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»

Аллегория в этой сказки состоит из двух пунктов:

1. Все живут внутри сна, внутри веры, убеждений, культуры, традиций; как те, кто на стороне доброй волшебницы, так и те, кто на стороне злой колдуньи. Но наступает момент, когда все пробуждаются, и каждый может стать самим собой. Сказка высвечивает следующую реальность: все мы живем внутри культуры, которая не отвечает нашей природной идентичности.

2. Второй момент касается фигуры великого волшебника. Если на место этого волшебника мы поставим великого президента, великого императора, великую полицию, великую медицину, великую философию, крупных классиков, великих писателей, то есть всю прослойку, образующую верхушку культурной, легальной, научной, традиционной системы, в которой все выросли, то обнаружим аллегорию. Перед великой властью системы я, маленький человек, — ничто.

Как от сказки прийти к аллегории? Ни один человек изначально не является плохим, но потом оказывается и эволюционирует в культуре, создающей соломенного, железного человека, человека трусливого, пассивного, который проживает свою реальность инфантильным и регрессивным образом.

Что я хочу сказать? Вся онтопсихология является предложением простой, чистой, прозрачной реальности вещей. Каждый таков, каким себя выстраивает, создает: могущество жизни есть в каждом из нас, но необходимо изучить его.

Из синемалогии по фильму «Волшебник страны Оз»

Сколько стоит поцелуй?

Кадр из фильм "Вкус жизни"
Кадр из фильм «Вкус жизни»

Угадали ли герои фильма выигрышную линию своей жизни или им следовало бы поступить по-другому?

Например, сколько стоит поцелуй? Секс? Какие будут от этого последствия? В любом действии есть момент выбора: между профессионализмом и семьей, между лидерством и посредственностью. И нужно знать его цену.

Почему героиня включается в эту романтическую игру? Ник мог руководствоваться по отношению к ней лишь сексуальным интересом и поэтому использовал любую карту для того, чтобы добиться своего. Но почему женщина не поняла или не захотела понять эту игру? «Он сделал все для того, чтобы лечь со мной в постель, все эти реверансы в мою сторону были только ради этого?!». Она красивая женщина, и естественно, может быть объектом желания, устремления мужчины. Но разве она такая глупая, что ничего этого не понимала?

Главная героиня, Кейт – личность, она представляет собой наибольшую ценность для жизни, для общества, все в фильме движется вокруг нее. Кейт — естественный лидер, ее даже трудно помыслить женщиной. Но именно она, лучшая из всех и попадает в ловушки, расставленные обществом.

Из синемалогии по фильму «Вкус жизни»

Ход королевы

Кадр из фильма "Елизавета"
Кадр из фильма «Елизавета»

Главный герой фильма, сэр Фрэнсис Уолсингем – мужчина, который является высшим человеком. Он умеет обращаться и любить высшую женщину.

Главный герой говорит королеве: «Я за тобой иду, потому что ты – цель моего бизнеса». Он особенным образом говорит с этой женщиной, зная, что она его любит, но не может сама себе в этом признаться. Она отвечает дежурными фразами. Уолсингем любит ее, уважает, но воспитывает и ведет по пути достижения успеха.

Если мужчина любит женщину, он должен уметь создать, воспитать ее успех. Не выстраивать стратегию как добиться ее, а сделать так, чтобы она победила для себя самой. Только великий мужчина способен любить великую женщину, помогая ей реализовать себя на высшем уровне.

Уметь заработать и придать эволюцию душе женщины – это и значит уметь любить. Случай сэра Уолсингема далеко не единственный исторический пример, которые были, есть и будут …

Из синемалогии по фильму «Елизавета»

Золушка и дьявол?

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada"
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

С помощью этого фильма я хотел бы объяснить, что для некоторых людей лидерство – это долг, умение приносить пользу и любить. Сила прогрессирует, если ею руководить. Истинный лидер понимает, что он является истинным словом момента, но речью является жизнь, общество, которое его создает, поэтому сначала он должен добиться блага для группы, для проекта.

Когда мы наблюдаем за Мирандой, важно, чтобы ее внешний надменный деспотизм не ввел нас в заблуждение. Перед нами лидер, действующий в сфере международной эстетики и призванный обеспечивать первенство организации, которая удовлетворяет запросы миллиардов людей.

Девушка Энди обладает всеми талантами руководителя, и Миранде она нравится, однако проблема в сознании Энди …

Перед молодым человеком могут открыться широкие возможности, однако, если стереотипы превалируют, человек начинает соответствовать посредственному окружению.

Молодые люди должны знать, что провинности совершаются в мгновения, но плата за них длится долго: за пять минут можно разрушить будущее, иногда всю жизнь.

Каждое мгновение жизни необходимо уметь вкладывать с разумом, ведущим к выигрышу, чтобы сделать счастливыми себя и принести пользу другим.

Из синемалогии по фильму «Дьявол носит Prada»

Призыв с неба

Кадр из фильма "Мне бы в небо"
Кадр из фильма «Мне бы в небо»

Этот фильм можно использовать как тест на понимание жизни менеджера. Главный герой, применяя знания бизнес-консалтинга, зарабатывает, добивается успеха, несмотря на то, что в США разгар экономического кризиса.

Герой фильма внешне свободен, богат, у него нет проблем с деньгами. Он считает себя свободным снаружи и верит, что свободен и внутри. Но его багаж пуст лишь внешне.

Например, многие монахи – католики, буддисты, оставляют мир снаружи, но становятся еще более закомплексованными внутри. Они верят в абсолют, в идеал, который не является проводником жизни, а служит лишь прикрытием от неуверенности, инфантилизма, страха внутри.

Режиссер пытается донести до зрителя идею, популярную среди философов-экзистенциалистов о том, что жизнь — это тоска, это крах, это существование ради смерти, и никакого смысла в жизни нет.

Но есть и другая философия, другая музыка, утверждающая, что жизнь – это приключение, это цель, это проект, который нужно изобрести, придумать, сочинить. Есть пути выхода, шансы, способы достижения и удовлетворения. В целом борьба в жизни прекрасна и приятна, нужно лишь научиться этой игре.

Из синемалогии по фильму «Мне бы в небо»

Ловкость ума

Кадр из фильма "Здесь курят"
Кадр из фильма «Здесь курят»

В каждый момент времени существует решение, которое ведет человека к счастью. И вся онтопсихология – это техника, знание, позволяющее реализовывать свою жизнь, пребывая в этой точке счастья, посредством самых разных вещей.

Нет добра и зла как таковых, все в жизни относительно. Важно какой ты сам себе хозяин: умелый или глупый. Жизнь каждого – это он сам. Кто управляет жизнью? Сам человек. А значит, когда дела не идут, не нужно придумывать алиби, обвинять другого. Этот замечательный фильм — комедия, как и сама жизнь. Но, к сожалению, для многих она превращается в трагедию…

Картина задает критический угол зрения, позволяя оценить мир бизнеса, политики, семейной жизни, взаимоотношений с детьми, мир дружбы, секса, денег – все это игра, нацеленная на успех. И чтобы быть настоящими менеджерами, людьми, умеющими оперировать, действовать в мире бизнеса, необходимо обладать навыками и способностями демократического управления.

Реклама – это факт провоцируемый СМИ ради контроля экономического, политического, идеологического и т.д. порядка на уровне социума. Конечно, в рекламе говорится неправда, но она необходима для того, чтобы завоевать рынок, лидерство, успех. Это свободное упражнение для ума и способности «быть», потому что за великими богатствами всегда стоит «супер» ум.

Из синемалогии по фильму «Здесь курят»

Ловушка Пандоры

Кадр из фильма "Аватар"
Кадр из фильма «Аватар»

Аватар – это фильм, предупреждающий об «опасности», угрожающей планете Земля, которая может пострадать от таких феноменов, как «парниковый эффект», «перегрев» и так далее. Поэтому идет речь о необходимости вернуться к восполняемым источникам энергии, к природе.

Предлагается вернуть человека в те места, откуда он вышел тысячелетия назад – в мир пещер и лесов. Но чем больше человек становится похож на животное, тем проще системе корпораций направлять его на потребительство. И этот фильм – даже если это влечет за собой миллиардный бизнес – конкретизирует глупость, современный культурный регресс …

Сила этой «высшей власти», «супер могущества» существует до тех пор, пока большинство людей остаются глупыми. В мире существует нехватка молодых лидеров, которые вместо того, чтобы тратить время на критику и обвинения взрослых, должны заниматься творческой деятельностью, реализацией, поскольку их успех не позволил бы преобладать массе.

Опасность цифровой реальности заключается в том, что она предлагает виртуальный мир по образу и подобию самого пользователя: молодой человек, не имея целостной глобальной подготовки в отношении того, как обстоят вещи, подвергается риску сформироваться поверхностно и вне рамок реальности. Молодые люди слишком сильно «ослеплены» этими шоу, кино и тому подобным.

Важно понимать цифровой мир и управлять им, потому что он представляет собой огромную возможность и помощь: чем больше информации, тем больше пользы из нее можно извлечь, но больше и опасность, если входить в этот мир без соответствующей подготовки …

Из синемалогии по фильму «Аватар»

Синемалогия для молодежи

Полные тексты вы можете прочитать в книге Синемалогия. Онтопсихологический подход.

Познай себя через фильм!

Добавить комментарий