Трудно представить, что со времен правления (конец XXVIII века до н.э.) царя Урука, Гильгамеша до новой эры прошло больше времени, чем с ее начала до наших дней.
Иногда возникает ощущение, что почти 5 тыс. лет назад шумеро-аккадская цивилизация была более развитой, чем цивилизации в начале новой эры. Будто бы человечеству пришлось начинать заново, и снова проходить уже пройденный когда-то путь.
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа … Вся поэма здесь.
«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) одно из старейших дошедших до нас литературных произведений и одна из первых книг. Считается, что эти поэтические сказания сложились в XVIII-XVII (18-17) веках до н.э.
И это тот редкий случай, когда сохранилась значительная часть поэмы. Шумеры и аккадцы, в отличие от более поздних культур, использовали для записей глиняные и каменные таблички, которые смогли преодолеть путь сквозь тысячелетия.
Библиотека Ашшурбанипала
Таблички были найдены при раскопках ассирийского города Ниневии, обнаруженного английским археологом Остином Генри Лэйярдом в 1849 году. Царь Ашшурбанипал в VII в. до н.э. создал огромную библиотеку, желая собрать в ней все знания человечества, имевшиеся на тот момент. Археологи обнаружили более 250 тыс. клинописных табличек, множество текстов было на шумерском, аккадском, вавилонском языках.
Главной сенсацией расшифровки табличек стал миф о Всемирном потопе, близкий по содержанию к библейской истории о Ноевом ковчеге. Впоследствии оказалось, что миф является частью большой поэмы — «Сказания о Гильгамеше» или о «Все видавшем». «Эпос» записан на аккадском языке на основании шумерских устных преданий.
Гимн дружбе
Главными героями поэмы были полубог Гильгамеш («На две трети он бог, на одну — человек он») — могучий воин, царь города-государства Урука, а также Энкиду — дикий, степной человек, живший среди зверей, которого из глины создала богиня Аруру. До встречи с Энкиду Гильгамеш был «буйным», поэтому жители Урука и пожаловались богам с просьбой создать ему соперника.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных,
— Все его товарищи встают по барабану!
По спальням страшатся мужи Урука:
«Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью.
Часто их жалобу слыхивали боги,
Воззвали они к великой Аруру :
«Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Гильгамеш и Энкиду сначала дерутся, но потом становятся друзьями и оправляются из Урука совершать подвиги на славу себе и своему царству.
Но победив и великана Хумбаба, охранявшего священные кедры, и огромного небесного быка, которого богиня Иштун послала уничтожить друзей в отместку за то, что Гильгамеш отказался стать ей супругом, по воле богов Энкиду умирает.
Смерть друга потрясла Гильгамеша, он понимает, что тоже смертен, и отправляется в неизведанные земли в поисках ответов на вопросы, надеясь получить от богов бессмертие.
«Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не только помогает справиться с трудностями, победить врагов, но и преображает, облагораживает. В поэме отражена философия древних народов, вопросы этики, жизни и смерти, места человека в мире.
Считается, что Гильгамеш был реальной исторической личностью — лугалем (буквально большой человек, военный вождь, избираемый народным собранием города для ведения войны) шумерского города Урук в конце XXVII — начале XXVI веков до н.э. Его имя упоминается в списке шумерских правителей так называемом Царском списке. А с XVIII века до н.э. это имя (на шумерском — «Бильгемес» или «Бильгамес») располагается в сонме шумерских богов.
Первая цивилизация?
Шумеры создают первую городскую цивилизацию и культуру. Возможно, что она и была и первой цивилизацией человечества. Ее следы датируются примерно 4 тыс. до н.э., причём она появляется на исторической арене уже полностью сформированной, словно у нее не было предыстории.
До сих пор остается открытым вопрос о происхождении шумеров. Следов их появления обнаружить не удалось. Выдвигаются версии, что они пришли в Месопотамию морским путём, так как первые поселения появились в устьях рек. Шумеры сразу же занялись ирригацией, что позволило резко повысить урожайность, а также мореплаванием и речным судоходством.
Сами шумеры в своих мифах называют прародиной человечества остров Дильмун, в них же золотой век и потерянный рай (см. Гомер на Балтике).
Шумеры и Аккадцы
С древнейших времен по соседству с шумерами жили восточные семиты. Их появление в Нижней Месопотамии также неизвестно. Семиты составляли меньшинство в Шумере. В XXIV в. до н.э. они создают Аккадское царство, в результате прихода к власти Саргона Древнего, который был и сам восточным семитом.
Аккадцы (так с этого времени называют восточных семитов) начинают активную политику завоеваний. Наибольшего могущества Аккад достиг при внуке Саргона, Нарам-Суэне, но уже в конце XXIII в до н. э. государство пришло в упадок.
В древности Аккад считался эталонным государством, образцом монархии. Его принципы государственного устройства были переняты такими державами как Шумеро-Аккадское царство, Вавилон и Ассирия.
Шумерам принадлежит изобретение клинописи, у них была высоко развита литература. Колесо, гончарный круг, обжиг кирпича, ирригационные системы, сельскохозяйственные орудия — все это было им известно. Им принадлежит авторство и первых медицинских книг. Первый календарь, делившийся на зиму и лето, и состоявший из 12 месяцев по 29 или 30 дней также был создан шумерами, как и первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа.
Из книги Антонио Менегетти «Искусство, сновидение, общество»
Прикасаясь к аккадской культуре, можно понять, как мыслил человек 5-6 тысяч лет назад. Например, эпос о Гильгамеше повествует о том, что Гильгамеш, царь Урука, потерял своего большого друга, он сильно горевал о нем и лил слезы. Чтобы утешить его, к нему направился Шамаш.
Гильгамеш обращается к богу Шамашу со словами: «
И бреду я отныне, как разбойник в пустыне.
Я покоя не знаю… (…) Где ж дорога ко благу? (…)
Неужель так же лягу в глубь земли, как Энкиду?
Друг мой, которого так любил я, с которым мы все труды делили,
Энкиду, друг мой, его постигла судьба человека!».
Судьба человека – это смерть, поскольку боги, или силы природы, приберегли вечное бессмертие для себя: «Я опечален. Устрашился я смерти (…) Дальней дорогой бегу в пустыне». Шамаш дает ему следующий урок: «Гильгамеш, куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Сотворив человека, боги так рассудили: “Да уснет он в могиле. Только боги бессмертны, человек же родится, чтобы в прах превратиться”».
Знай и ты свою долю, есть и пить можешь вволю, Веселись днем и ночью, Пой, пляши, наслаждайся и ни в чем не нуждайся, И пируй каждодневно, Поутру умывайся, а потом одевайся в дорогие одежды, На заре, на закате улыбайся дитяти, Что твою держит руку, И супругу ты радуй жаром пылких объятий, Нет милее занятий!».
Это шумеро-аккадский эпос, но мы говорим также о Веданте, о великих Ведах, Упанишадах древней Индии. «Веды» происходит от аккадского “wadûm”, что значит «знать, ведать». Следовательно, именно из аккадской культуры Индия почерпнула данный термин, из которого далее происходит латинское “videō” (видеть, знать).
Аккадский корень id означает «это равное». Слова “identitа” (идентичность), “evidenza” (очевидность), “video” (вижу) равны, в силу id, присутствующей реальности того, кто видит и видим. Реальное подтверждает реальное. И это – живая связь нашего онто Ин-се.
Согласно Библии, человечество зародилось между реками Тигр и Евфрат. Затем, в силу превратностей климата, эпидемий, природных ресурсов, вмешательств и гражданских войн, аккадский язык покинул «Вавилонскую башню» и рассеялся, став единовременной матрицей множества языков.
Именно на этом первом языке изложена первая философия человека – элементарный гностицизм, когда слово, логос равны действию жизни в силу психобиологического контакта.
Мне нравится в этих народах то, что мы находим там человеческое существо, которое может сосуществовать как человек космотеандрический. Он живет в природе, где Бог и человек являются главными действующими лицами. И здесь открывается наша огромная ответственность, как мастеровых этого мира, и этого универсума.
Из книги А. Менегетти «Искусство, сновидение, общество».
Другие статьи по теме:
Гомер на Балтике: а если Троя была на севере?
Философия гедонизма: от античности до наших дней
Пико делла Мирандола: Свободный и славный мастер…
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.