Антонио Вивальди: Maestro del Violino

Антонио Вивальди Философия лидерства

Жизнь и творчество Вивальди неразрывно связаны с Венецией – этим неповторимым городом лагун и каналов, словно по волшебству возникшим из волн Адриатического моря.

В XVI-XVII веках сложилась венецианская школа композиторов, представленная именами мастеров, длительное время работавших в этом городе: Адриан Виларт, Андреа Габриели, Клаудио Монтеверди и другие. Венеция также издавна славилась как центр создания замечательных музыкальных инструментов. Она стала одним из первых городов Европы, где получило развитие нотопечатание и издание теоретических трактатов по музыке.

Венеция
Венеция

Брадобрей и музыкант

Предки Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi) по отцовской линии – зажиточные горожане из Брешии (северная Италия). Отец, Джованни Баттиста Вивальди, родился в 1655 году и в 10-летнем возрасте переехал вместе с матерью в Венецию, где изучал ремесло парикмахера, попутно совершенствуясь в игре на скрипке.

Такое, на первый взгляд, необычное сочетание, не было редкостью в Италии того времени. Почти в каждой парикмахерской – “bottega di barbiere” – наряду с ножницами, бритвой и щипцами для завивки к услугам клиентов предлагались музыкальные инструменты, за игрой на которых они могли приятно скоротать время.

Музицируя с клиентами, Джованни Вивальди постепенно настолько увлекся искусством звуков, что совершенно забросил свое ремесло брадобрея и стал скрипачом-профессионалом.

Искусство скрипичной игры остается по преимуществу итальянским. Наделенные природным чувством гармонии, влюбленные в красоту суверенного вокального мелоса, итальянцы должны были первыми достичь совершенства в музыке – для поющего инструмента — скрипки.

Музыкант и импресарио

Антонио Вивальди становится не только музыкантом и композитором, но и выступает в роли театрального импресарио. К этой деятельности его влекла не только природная сметка и деловитость; гораздо важнее была возможность добиться лучшего исполнения своих опер, а также избежать эксплуатации со стороны беззастенчивых дельцов, которые не сильно беспокоились о музыкальной стороне вопроса.

Умение Вивальди вести дела позволяло композитору успешно отстаивать свои авторские права. Например, он отказался подписать договор на исполнение своей оперы с театром Сан-Кассиано в Венеции только потому, что ему предложили 90 цехинов (старинная венецианская золотая монета) вместо обычных 100. Размер авторского гонорара был тогда вопросом композиторского престижа.

Венеция
Венеция

Новый музыкальный вкус

Впечатление, производимое новизной музыки Вивальди, было огромным.

«Самое новое, что мне довелось услышать, — пишет И. Кванц, — был тот вовсе неизвестный мне тогда вкус, который именовался ломбардским (имеется в виду ломбардский ритм, при котором сильная доля в несколько раз короче последующей слабой). Его принес в Рим Вивальди и так им очаровал римлян, что они только этот стиль и искали».

В Мемуарах Карло Гольдони (впоследствии ставшим знаменитым венецианским комедиографом), мы находим меткую характеристику композитора, запечатлевшую живые черты облика “il prete rosso” (рыжий священик):

Подвижный, импульсивный, с мгновенными озарениями мысли и… — чуть ли не поминутно читающий по потребнику молитвы – таким он предстает в несколько ироничном гольдониевском описании, где оперные партитуры и молитвенник, тексты либретто и Анна Жиро образуют парадоксальное единство ( многие композиции Вивальди были написаны для женского музыкального ансамбля «Оспедале делла Пьета», где музыкант, рукоположеный также в сан католического священника, работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740 гг.).

Благодаря Вивальди концерт впервые обрел законченную форму, реализовавшую скрытые возможности жанра. У Вивальди выступления солистов рождены неограниченным полетом фантазии; в свободном, порой импровизационном изложении их партий раскрывается виртуозная природа инструментов.

Особенно поражало современников типичное начало концертов с трех жестко маркированных аккордов оркестра – этот прием называли «ударами молотка Вивальди».

Венеция
Венеция

Известно, что в ту эпоху еще был распространен тип скрипки с короткой шейкой и небольшим грифом, не позволявшим использовать высокие позиции. Вивальди обладал скрипкой со специально удлиненным грифом, благодаря которому он свободно достигал 12-й позиции:

«…с невероятной быстротой исполняя на 4-х струнах нечто, напоминающее фугу, он поднялся пальцами левой руки так высоко по грифу, что их отделяло от подставки расстояние, не большее толщины соломинки, и смычку не оставалось места для игры на струнах…».

Наиболее известен цикл из четырех концертов Вивальди «Времена года». История музыки знает четыре знаменитые интерпретации смены сезонов. Это цикл Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепианных пьес Чаиковского (1876), балет А. Глазунова (1899).

Но только у Антонио Вивальди гармонично уживаются сразу два искусства – музыка и поэзия. Кстати, к каждому из четырех концертов Вивальди написал сонет.

Посвящение Вивальди
Эта церковь является одной из лучших работ венецианского архитектора ДЖОРДЖИО МАССАРИ — традиция с любовью хранит память о том, что совершенство ее акустики обязано гениальной интуиции и светлым советам АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

Из авторских ремарок Вивальди:

В первом концерте «Весна» (La Primavera) мы слышим радостное пение птиц (lieto canto), веселое журчание ручейков и нежное веяние зефира, сменяемое грозовым шквалом. Затем музыка изображает спящего под шелест дубрав пастушка (Il caprar che dorme) с недремлющей верной собакой (il cane che grida). Завершает Весну пастуший танец (Danza Pastorale) с характерной волыночной квинтой в басах: «под звуки пастушьей волынки танцуют нимфы…».

Огромное количество произведений Вивальди – всего известно около 825 отдельных композиций – говорит о его исключительной творческой продуктивности.

Подобно Перголези и Моцарту, Шуберту и Мендельсону Вивальди принадлежит к типу рано сформировавшихся и стремительно пишущих композиторов. По словам Шарля де Бросса, Вивальди «берется сочинить концерт со всеми его голосами быстрее по времени, чем полагается переписчику, чтобы снять копию».

И все же не его феноменальная «скоропись», а неустанное стремление к совершенству сотворило множество произведений, остающихся непревзойденными образцами художественного мастерства.

Другие статьи по теме:

Рубрика «Искусство».

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий