Красота и философия китайской живописи

Философия лидерства - китайская живопись

Китайское художественное искусство очень самобытно, оно несет в себе тонкую эстетику, красоту и в тоже время глубокую философию, приглашая зрителя к размышлению и созерцанию.

Простота образов и их легкость дает возможность сосредоточиться на главном — увидеть замысел художника, прислушаться к своим чувствам и получить удовольствие от картины.

Традиционная китайская живопись возникла в III-II века до н.э. и со временем получила название «гохуа», что в переводе означает «живопись нашей страны». Своей техникой и формой художественного выражения она существенно отличается от западной.

В ее основе лежит традиционная китайская философия «дао», основанная на идее о единстве метафизического и материального. Художники Поднебесной стремятся отразить «дух», или, как говорили древние мастера живописи — «с помощью формы выразить настроение».

Китайская живопись

Движение природы

Особая утонченность и красота восточных картин — в глубокой поэтической и духовной взаимосвязи с природой, в любовании природой как совершенным творением, а также в стремлении передать в художественном произведении тот жизненный ритм, движение жизни, который присущ всем вещам в природе, передать его сущность, а не видимую форму. Именно поэтому китайской живописи чужд натурализм, стремление к внешнему сходству.

Еще в V в. китайский художник Се Хэ на основе еще более древних воззрений сформировал шесть основных законов живописи:

  • одухотворенный ритм живого движения
  • мастерство и техника использования кисти
  • соответствие формы реальным вещам
  • правильное использование красок для предмета
  • пропорциональное расположение вещей
  • следование традициям, копирование работ древних мастеров.

Самым важным является первый принцип: передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения».

Китайская живопись

Философия образа

В традиционной китайской живописи существуют четыре основных жанра: анималистический ( изображение цветов и птиц), пейзажная живопись “Горы и воды”, портрет и миниатюра, которые часто пишутся на веерах и других предметах обихода. Из всех жанров наибольшее значение приобрел “пейзаж”, как отражение глубинной философии о единстве человека и природы.

Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала — Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника:

«Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли… Между ними заботливо расположи пейзаж».

Мир, Небо и Земля воплощались через два противоположных принципа: мужская сила — Янь и женская сила — Инь. Их взаимодействие порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которые образовывали всё реальное, всё сущее.

В китайских пейзажах горы олицетворяли мужское светлое начало Янь, а вода — женское тёмное начало Инь, из сочетания которых, по древним представлениям и возникает вселенная.

Горы — кости Земли, потоки воды — вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремится передать мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. К примеру, зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой выражения сути бытия.

Китайская живопись

Природа рассматривалась и как место спасения от условностей общества, как убежище, где одинокий художник, поэт и философ наслаждался красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи «отправлялся» в странствия по далям. Художник выражал лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.

Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов подчеркивала величие вселенной, в которой человек является маленьким элементом, подчинённым могучим силам мироздания.

В этом состояло важное отличие представлений китайской культуры от европейской, где человек был в центре внимания, его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.

Китайская живопись

Четыре благородных растения

Образы растений и цветов символизируют различные человеческие качества. Особенно часто встречаются четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэй хуа.

Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук — символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэй-хуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы.

В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем. Пион в Китае считается национальным цветком и часто изображается на картинах, символизируя знатность и богатство.

Также часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она — знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь, символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.

Китайская живопись

Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, а также даосский идеал «пользы бесполезного» и древнюю идею вечной юности.

Дракон — мифическое животное, которое традиционно считается покровителем китайских императоров. Его нарисованные и скульптурные изображения можно найти в Китае повсеместно, как символ счастья, плодородия и удачи.

Тигр – наиболее почитаем из всех животных, он олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость, а также военную доблесть. Вход в монастыри, правительственные здания, дорогие торговые лавки, жилые дома украшали и оберегали каменные тигры.

Духи дверей мэнь - шэнь
Духи дверей — мэнь-шэнь

Духи дверей

В Китае принято дарить картины по особым случая, часто на них писали пожелания. Считается, что изображение с благопожелательным сюжетом, приносит его обладателю счастье, богатство, здоровье, успех.

Обычай вывешивать на створках дверей парные изображения божеств, охраняющих дом от вторжения злых духов, уходит в глубокую древность. Вот как повествует об этом одна из легенд.

Однажды император Тай — цзун (627-650 гг.) заболел и вообразил, что к нему в спальню проникли демоны. Тогда двое министров императора в полном вооружении встали у его спальни, после чего Тай — цзун стал спать спокойно и болезнь отступила. Император приказал нарисовать изображения министров на дверях, чтобы проверить, будут ли являться демоны — ночи проходили спокойно.

Такие изображения впоследствии и стали мэнь — шэнями. В виде мэнь — шэней также изображались пары мальчиков.

Мастер-живописец

Удары кисти должны быть абсолютно точными, так как тушь или краски мгновенно впитываются в тонкий шелк или бумагу, и исправить написанное невозможно. Перед тем как писать картину художник создавал ее в своем воображении во всех подробностях, поскольку было не принято делать предварительные эскизы. Работа выполнялась на одном дыхании, не отрываясь.

Китайские живописцы почти всегда были одновременно каллиграфами и учеными, эрудированными в литературе, поэзии и философии. Поэтому традиционная китайская картина представляет собой триединство живописи, каллиграфии и поэзии.

Часто изображение дополнялось стихами или философскими изречениями, которые наносились на полотно и подчеркивали или усиливали идею картины. Это сочетание рисунка и иероглифов придавало особую красоту и законченность произведению и стало отличительным стилем китайской живописи. Кроме этого художник наносил на картину именную печать, без которой картина считалась незаконченной.

В основе китайской живописи и каллиграфии лежит линия. Рисунок создавался с помощью игры линий, в изображении не присутствовало объема, формы, перспективы, которые в западной живописи пишутся с помощью цвета и светотени. Напротив, изображение было линейным, часто в картине присутствовало много пустого пространства. Но с помощью простых линий китайские живописцы творили произведения высокого художественного совершенства.

Китайская древняя Академия художеств
Китайская древняя Академия художеств

Академия художеств

В середине Х века в Китае появилась первая Императорская Академия живописи, в которой обучали теории и технике написания картин. В Академии были утверждены общие принципы изобразительного искусства Поднебесной империи. К ним прежде всего относились — глубокое изучение окружающего мира, природы, стремление передать в живописи философское восприятие и понимание мира человеком.

При поступлении в художественную академию основным экзаменом была живопись, его принимала группа мастеров-живописцев и сановников. Будущим молодым художникам раздавались темы, которые они должны были продумать и на следующий день выполнить законченное живописное произведение.

Темами экзамена служили стихи ханских и сунских поэтов того времени. Молодой художник должен был создать картину, наполненную философским содержанием, передать эстетическую ценность стихотворения, а также воспеть гармонию и вечность красоты, что требовало от него изящности и интеллекта.

Инструменты китайского живописца
Инструменты китайского живописца

В Древнем Китае бумагу, кисть, тушь и тушечницу называли четырьмя драгоценностями ученого

В древности картины писали на шелке или тонкой рисовой бумаге и бумаге из бамбуковых волокон. Первой возникла живопись именно на шелке, бумага была изобретена в Китае лишь в 105 г. до н.э.

Большие полотна имели форму свитков, которые можно развернуть в горизонтальном или вертикальном направлении. Картины-свитки вывешивались на стену и часто сменяли одна другую по настроению владельца. Хранились свитки в изящных футлярах, оформление которых само по себе являлось искусством.

Картина-свиток
Картина-свиток

Для изображения чаще использовалась тушь с черным лаковым блеском, но также и минеральные пигментные краски. Тушь разбавляли водой в разной консистенции, что являло собой высокое мастерство, создавая в рисунке благодаря этому большое разнообразие оттенков. Традиционная живопись стремилась к монохромному, одноцветному полотну, полагая, что изобилие во внешней красоте может отвлечь от красоты внутренней, подлинной.

Другие статьи по теме:

Рубрика «Искусство».

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий