Савва Морозов: неожиданный экзамен

Савва Морозов
Савва Морозов (1862-1905)

Падение, как правило, начинается с мелкого эпизода, который кажется совершенно незначительным. Вспомним историю купца Саввы Морозова, которая и сегодня является поучительной.

Бывает, что человек ловит волну, быстро взлетает наверх, становится популярным. А если он еще и любит играть на публику, не равнодушен к признанию и славе, ведет себя как поп-звезда от бизнеса, то может попасться на этом и потерпеть фиаско — утратить бизнес, репутацию, а иногда и жизнь.

Болезнь эта не современная, и является не столько следствием быстрого богатства. Речь идет о законах психологии лидерства, о том, что по мере восхождения растет риск и ответственность, многократно увеличивается цена ошибки.

Никольские мануфактуры
Никольские мануфактуры семьи Морозовых

Купеческий воевода

Савва Морозов происходил из известной династии купцов. Он получил хорошее образование, окончил физико-математический факультет Московского университета, изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере.

С 1886 стал директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Савва Морозов сын и Ко». Возглавлял Нижегородский ярмарочный биржевой комитет на протяжении шести с половиной лет — с 21 октября 1890-го по 8 мая 1897 года.

За заслуги на поприще торговли и промышленности получил орден Святой Анны 3-й степени, звание мануфактур-советника, орден Святой Анны 2-й степени (давал право на личное дворянство).

Был лидером русского купечества, пресса называла Морозова «купеческим воеводой».

Далее приведем отрывки из книги Анны Федорец «Савва Морозов» (серия «Жизнь замечательных людей»).

К 1896 году Савва Тимофеевич неустанной деятельностью на пользу торгово-промышленного класса снискал себе громкую всероссийскую славу и уважение.

«Бабьи хвосты»

Но тот момент, когда он находился на пике своей славы, июль 1896-го, стал для него и предвестником страшного провала. А. В. Амфитеатров (бывший в приятельских отношениях с Морозовым) вспоминал обстоятельства произошедшего скандала.

В честь приезда императорской четы в Нижний Новгород российское именитое купечество дало пышный бал. От лица купечества государя встречал Савва Тимофеевич Морозов.

Подобные мероприятия давали повод для соперничества среди дам — в изысканности бальных туалетов, в замысловатости причесок и богатстве украшений.

Зинаида Григорьевна Морозова хорошо понимала, что на балу она будет играть роль жены «купеческого воеводы» — поэтому сделала все возможное, чтобы не ударить в грязь лицом. И, благодаря взыгравшему тщеславию, несколько переборщила.

По словам Амфитеатрова, «жена Саввы Морозова, Зинаида Григорьевна… разоделась в какое-то сверхъестественно великолепное платье с трэном (шлейфом) на сколько-то вершков длиннее, чем у царицы Александры Федоровны, и украсила купеческое чело свое брильянтовою диадемою, весьма похожею на ту, которую носила императрица».

Церемониймейстер императорского двора усмотрел в этом явное нарушение этикета: «Трэном и диадемой Зинаиды Морозовой чуть ли не нарушены прерогативы императорской власти и не поколеблены основы государства!». Императрица Александра Федоровна, когда ей объяснили в чем дело, серьезно обиделась …

Два умника

А Савва Тимофеевич умудрился на этом балу задеть самолюбие министра финансов Витте. Он успел трижды вмешаться в разговор сановника с государем. С одной стороны, это было нарушением этикета. С другой же — «Витте вообще терпеть не мог, чтобы в его присутствии кто-нибудь привлекал к себе особое внимание царя. Обозленный по совокупности, он прочитал Савве резкую нотацию.

Савва, гордый и смелый, не из тех людей был, чтобы покорно выслушивать министерские нотации, и отвечал Витте язвительно, с убийственною русскою, якобы простецкою, иронией, которою он владел мастерски, скажу даже, как никто. Витте обозлен был тем больше, что, как умный человек, не мог не понимать невольной глупости своего положения в этом конфликте, возникшем, как там ни верти, а все-таки лишь из-за «бабьих хвостов».

«С. Ю. Витте был умный и сильный человек. С. Т. Морозов, всемогущий председатель ярмарочного комитета… был не менее умница, не менее сила. И вот два умника, две силы должны были столкнуться в неприятнейшее объяснение, которое, по редкости двух равно самолюбивых, неуступчивых характеров, перешло в злопамятную ссору, чреватую «государственными последствиями», — писал Амфитеатров.

Месть Витте была для Морозова исключительно болезненной: «Витте провалил морозовский проект о долгосрочных кредитах от казны (для промышленников и торговцев), хотя ранее сам их одобрял и поддерживал».

Это был удар под дых. Савву Тимофеевича погубил тот же проект, который несколькими месяцами ранее вознес его на вершину славы. Конечно, можно было пойти на компромисс, замириться с Витте, но Морозов не сумел совладать со своей гордыней.

А . В. Амфитеатров писал: «С. Т. Морозов, после этого искусственного фиаско, почел себя компрометированным в глазах всероссийского именитого купечества, как председатель, не оправдавший его ожиданий, и не нашел возможным оставаться на выборном посту».

Савве Тимофеевичу было всего-то 34 или 35 лет, он находился на самом пике своей жизненной силы. Именно с данного момента — вне всякой связи с театром — жизнь Саввы Морозова и его мировоззрение круто переменились.

А. Менегетти Психология лидераПсихология лидера

Когда лидер, вместо того чтобы заниматься core business собственной интуиции, стремится заполучить отношения, сделки, машину, деньги, женщину, мужчину, детей нечестным образом (быть нечестным означает претендовать на неподходящую вещь, на ошибочные отношения), зло возвращается к нему бумерангом, порождает внутри него агрессию, карму, вызывает сопротивление, чувство тяжести, ада, то есть умаляет субъекта внутри, делая его заложником страха, не позволяя победить и обрести внутреннее спокойствие.

Возможно, какое-то время его дела будут внешне складываться удачно, но внутри он будет чувствовать себя плохо. Тем не менее, в какой-то момент дела тоже пойдут вниз, потому что та ошибочная часть, которую субъект активизировал в себе, рано или поздно начнет самосаботаж.

Таким образом, логика в бизнесе состоит не в том, чтобы брать мало или много, а в том, чтобы каждый день брать все исходя из возможного для сокровенного целого самих себя.

Для того чтобы создавать подлинный тотальный бизнес, необходимы правила: стиль жизни, знание семантического поля, умение разбираться в негативной психологии, внимание к аффективным и агрессивным отношениям, смелость, инициатива, способность, компетенция.

Все то, что получило свое выражение в форме онтопсихологии, — это обычные принципы исторического, экономического, материального управления тем, как лидер производит свое воплощение, и в них нельзя вносить путаницу…

Лидер знает, что стоит ему ошибиться, как он окажется вне игры: он либо есть, либо не есть. Это — одинокая способность побеждать …

Антонио Менегетти из книги «Психология лидера».

Другие статьи по теме:

Статьи рубрики Предпринимательство.
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий