Древняя Скифия: видимое и невидимое

Древняя Скифия Геродота

Что нам известно о скифах? Не многие дошедшие до нас исторические сведения больше напоминают мифы и легенды. Однако эти легенды довольно точно подмечают особенности национального характера, которые и сегодня то и дело проявляются.

 

После завоевания Вавилона персидский царь Дарий I Великий отправился в поход на скифов, долго и безрезультатно преследовал их войско, постоянно отступавшее, и в какой-то момент не выдержав отправил скифскому царю послание:

«Чудак, зачем ты все убегаешь, хотя можешь прибегнуть к одному из следующих двух средств: если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати блуждание и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке с землею и водою».

Скифский царь Иданфирс ответил так:

«Узнай, перс, каков я: и прежде никогда не убегал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя: ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делают в мирное время (скифы были кочевниками); а почему я не тороплюсь сражаться с тобою, я и это тебе объясню: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которых мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они не были взяты или опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить,— тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц, или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится».

Так описывает один из эпизодов похода Дария в Скифию «отец» истории Геродот, посвятивший этой стране значительную часть своих записей. И эти описания являются на сегодня самым подробным письменным источником сведений о скифах.


Геродот Геликарнасский
Отец истории Геродот Геликарнасский, скульптура у здания австрийского парламента в Вене

Геродот Галикарнасский (484 г. — 425 г. до н. э.) — древнегреческий историк, «отец истории» по Цицерону, автор первого сохранившегося обширного трактата «История». Родился в городе Галикарнас (сейчас Бодрум, Турция).

По легенде Геродот прославился за 4 дня. Во время Олимпийских игр в храме Зевса он публично читал свою Историю. Греки предпочли эти чтения спортивным состизаниям и дали его книгам имена девяти муз.

Геродот объехал почти все известные страны того времени: Грецию, Южную Италию, Египет, Малую Азию, Персию, Вавилонию, побывал в Причерноморье и Крыму. Около 446 года до н.э. поселился в Афинах, где сблизился с Периклом и его окружением.


Поход Дария

Дарий I Великий, персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 522— 486 годах до н. э. В 512 году до н. э. он отправился в поход против скифов. Те, понимая, что в одиночку с огромной армией персов и их союзников им не справиться призвали на помощь соседей. Цари гелонов, будинов и савроматов согласились помочь, а агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров отказались.

Дарий I Великий, фрагмент барельефа в Персеполе
Дарий I Великий, фрагмент барельефа во дворце города Персеполь (ныне Иран)

Тогда скифы решили не принимать открытый бой, а использовать тактику «выжженной земли»: они отступали держась на расстоянии одного дня пути от персов, угоняя с собой скот и засыпая источники воды, и шли на земли тех племен, которые отказались им помочь, чтобы и их втянуть в войну по необходимости.

Эта военная хитрость не раз повторялась и в нашей истории, когда скифов давно уже не было (вспомним войну с Наполеоном, начало Великой Отечественной войны). Описанный выше рассказ также указывает на истоки нашего культурного консерватизма в отношении верований и обычаев, заветов предков.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Легендарная Скифия

Скифия (греч. Σκυθία) — область расселения группы народов, объединённых под единым названием, данное им древними греками (или потому, что они были хорошими лучниками, или из-за того, что первыми начали стричь на голове волосы). Сами себя этот народ называл сколоты (skolotoi — или от имени царя или от слова skuta — стрелять).

Амфора из скифского захоронения, IV в. до н.э., курган Чертомлык
Амфора из скифского захоронения, IV в. до н.э., курган Чертомлык

Великой Скифией древние греки называли Северное Причерноморье, а в широком смысле Скифия включала степи, лесостепи и пустыни Восточной Европы и Средней Азии от Нижнего Подунавья до Алтайских гор.

Считается, что скифы появились в Поднепровье и Северном Причерноморье примерно в 1500 годах до н.э. (то ли из Египта, то ли — из Средней Азии). Вначале в основном они занимались торговлей, впоследствии освоили сельское хозяйство и ремесла.

«Отец истории» Геродот говорит о четырех скифских племенах: о скотоводах-кочевниках (обитавших в степях между Днепром и Ингулом); оседлых скотоводах (живших вдоль Борисфена (Днепра)); пахарях — сеявших хлеб не для собственного потребления, а на продажу (обитавших в Побужье); и царских скифах — наиболее воинственных (обитавших между Днепром и Северским Донцом и в степном Крыму), считавших всех прочих своими подданными.

Фрагмент амфоры из скифского захоронения, IV в. до н.э., курган Чертомлык
Фрагмент амфоры из скифского захоронения, IV в. до н.э., курган Чертомлык
Царская золотая пектораль, IV века до н.э., курган Толстая Могила.
Царская золотая пектораль, символ власти, IV века до н.э., курган Толстая Могила.

Заложники славных традиций

Скифы умели ладить с соседями, не препятствовали колонизации части своей территории греками, поскольку торговали с ними. У греков скифы приобретали ремесленные изделия и вино, а продавали им хлеб, мед, воск, рыбу, шкуры и пр.

Уже тогда скифы снабжали значительную часть греческих полисов зерном, о чем до нас дошла любопытная цитата скифского мудреца Анахарсиса: Когда греки над ним смеялись, так как он не очень хорошо говорил по гречески, но пытался учить их мудрости, скиф ответил: «Привозным скифским хлебом вы довольны, а чем же хуже скифская мудрость?».

Терпимо относились скифы и к прочим народам, имевшим другие обычаи и верования, но своих соплеменников за отправление чужих культов казнили, невзирая на лица.

Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила
Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила

Вот что пишет Геродот: «Скифы старательно избегают пользоваться обычаями других народов и больше всего эллинскими. Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э., легендарный скифский мудрец, долгое время живший в Греции), после того как посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в Скифию.

Плывя через Геллеспонт, он прибыл в Кизик и застал кизикенцев очень пышно справлявших праздник в честь Матери богов (Гестия, скифы также почитали эту богиню). Анахарсис принес богине обет: если здравым и невредимым возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом, как он это видел у кизикинцев, и установит ночное празднество …

Кто-то из скифов, заметив, что он это делает, донес царю Савлию. Тот прибыл сам, и когда увидел, что Анахарсис делает это, выстрелив из лука, убил его …».

Эта легенда, даже если она вымысел, показательна. Вряд ли Анахарсис прославился бы как один из «семи мудрецов» (считается, что он изобрел якорь, усовершенствовал гончарный круг и парус), если бы не уехал учиться в Грецию, где была культура образования и интеллектуального развития. Останься он в Скифии и мы бы ничего о нем не знали.

Сосуд шаровидный с рельефными изображениями скифов,
Сосуд с рельефными изображениями скифов, IV в. до н.э., курган Куль-Оба

Баня, скраб и звериная символика

Скифы не были примитивным первобытным племенем. Их захоронения в виде курганов имеют довольно сложную инженерную конструкцию, и чем-то напоминают египетские пирамиды. Они ценили красоту, украшали одежду, оружие, конскую сбрую изделиями из золота и серебра. Найденные в курганах украшения поражают и мастерством исполнения, и особым стилем, получившим название звериный. Который символизировал окружающую природу и ее силы, а жили скифы «на земле», не в домах, так как изначально были кочевниками-скотоводами.

Скифы знали и баню, а женщины применяли то, что сегодня называется скраб.

«В их земле растет конопля, весьма похожая на лен, … Скифы берут семена этой конопли, входят под войлоки и бросают семена на раскаленные камни. От брошенных семян поднимается такой дым и пар, что никакая греческая паровая баня не превзойдет этой скифской. Скифы восхищаются такой баней и воют от удовольствия; это заменяет им омовение, так как они вовсе не обмывают себе тела водою.

Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила
Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила

Женщины их трут о шероховатый камень кипарисовое, кедровое и ливанное дерево, подливая к ним воды, и получаемой при этом густой массой вымазывают себе все тело и лицо; это придает телу приятный запах, а когда на другой день снимут мазь, то тело оказывается чистым и глянцевитым», — пишет отец истории.

Боги и культы

«Чтут скифы следующих богов, продолжает Геродот, выше всех Гестию, затем Зевса и Гею, признавая последнюю супругою Зевса, далее Аполлона, Афродиту — Уранию, Ареса и Геракла… скифы царские приносят жертвы еще и Посейдону (считался покровителем коневодства). Гестия по-скифски называется Табити, Зевс — Папай, по моему мнению совершенно правильно, Гея — Апи, Аполлон — Гойтосир, Афродита-Урания называется Аргимпаса, Посейдон — Фагимасад. Скифы не имеют обыкновения ставить кумиры, алтари и храмы ни одному божеству кроме Ареса».

Фигурка лежащего оленя, VII в. до н.э., костромской курган
Фигурка лежащего оленя, VII в. до н.э., костромской курган
Олень символизировал бога Солнца, а также древо жизни и культ плодородия

Табити (Гестия), богиня прародительница, покровительница домашнего очага, неугасимого огня — начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью, символизировала родовое единство. Целомудренная и безбрачная она также символ незыблемости космоса. В Риме Гестии соответствовала Веста, которой был посвящен специальный храм, где жрицы-весталки поддерживали вечный огонь — символ государственной устойчивости и надежности.

Воинственные и непобедимые

Арес, бог войны занимал особое место в скифском пантеоне, в честь него насыпали высокий холм из веток, вверху ставили древний меч и совершали жертвоприношения. Особое отношение к Аресу было не случайно. Скифы были воинственным и мужественным народом, они высоко ценили героизм, смелость и дружбу. Вероятно эта сила и простота нравов, близость к природе нравилась и грекам, которые несмотря на свое высокомерие по отношению к варварам выделяли скифов.

Золотой гребень с изображением батальной сцены
Золотой гребень с изображением батальной сцены, V-IV век до н. э., курган Солоха

«Самая важная особенность скифов состоит в том, что никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый — конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках,— такому народу как не быть непобедимым и неприступным?», — писал Геродот.

Поэтому скифские традиции интересовали греков. Вероятно, что не без их влияния Платон создал свой идеальный полис, описанный в диалоге Государство. Сравним что говорит Анахарсис: «Скифы живут лучше греков, потому что у них все общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует». Эту логику пытался привнести в свои законы и Ликург, легендарный законодатель Спарты.

Нашивная бляшка «Конный скиф», курган Куль-Оба
Нашивная бляшка «Конный скиф», курган Куль-Оба

Уроки истории

Несмотря на свою силу и могущество скифам не удалось сохранить ни этнос, ни свои царства. Владея обширными и богатыми территориями от Дуная и Прута до Волги и Каспийского моря они не смогли выстроить устойчивую государственную систему, и были рассеяны во время всемирного переселения народов. Эта ошибка неоднократно повторялась и у других кочевых народов.

По всей видимости, не желая менять привычный образ жизни, который был эффективным в кочевое время, они столкнулись с проблемами после того, как люди стали заниматься земледелием и ремеслами и требовались новые уклады жизни.

Любая культурная модель даже очень эффективная рано или поздно становится сдерживающим фактором, а эффективная модель тем опаснее, что создает иллюзию первенства и превосходства, а как следствие нежелание учиться и изменяться.

Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила
Фрагмент золотой царской пекторали, IV века до н.э., курган Толстая Могила

Приверженность свободной кочевой жизни понять не трудно: связь с природой дает энергию и силу и защищает от риска быть скованными культурой. Но этот риск не только оправдан, а необходим для эволюции человека и цивилизации. Для духа, для ума постоянно требуется новизна, вызов, более прогрессивные и развитые социальные институты.

Курган Толстая Могила, Днепропетровская обл., Украина, IV в.
Курган Толстая Могила, Днепропетровская обл., Украина, IV в. до н.э., высота 9 м, диаметр 70 м, считается, что в его создании участвовало 2-3 тыс. человек

Хорошим примером может быть Древний Рим, который активно заимствовал инструменты культуры, сохраняя при этом собственную идентичность. Характерно, что и Византия возникла по соседству с территориями, где прежде обитали скифы.

Но скифы не исчезли без следа: хоть они почти и не оставили предметов материальной культуры и быта — не было ни письменности, ни городов, а в курганах сохранились лишь крупицы украшений и предметов обихода. Часть их традиций и уклада сохранилась в психологии людей, тех народов, что либо перемешались со скифами, либо возникли на их основе. И мы вероятно из этого числа, поэтому и ведем себя порой по-скифски.

Ритуальная чаша, IV века до н.э., курган Солоха
Ритуальная чаша, IV века до н.э., курган Солоха — Скифы носили золотые чаши на поясе. Эти ритуальные сосуды для возлияний богам наряду с украшениями и оружием были основными мерилами богатства. В исторических документах упоминаются скифы, имевшие 10 и более чаш.

Налей по-скифски

И на десерт забавная история от Геродота, которая одновременно и поучительна. «Cкифы — кочевники, после того как Дарий вторгся в их страну, возымели желание отомстить ему и, отправив послов в Спарту, предлагали союз … Говорят, что, когда скифы пришли с этой целью в Спарту, Клеомен (царь Спарты) слишком часто бывал в их обществе и, дружа с ними более чем следовало, научился от них пить цельное вино (греки пили вино разбавленным); от этого, как полагают спартиаты, царь и сошел с ума. С тех пор, как они сами говорят, когда захотят выпить менее разбавленного вина, то употребляют слово «подскифь» (налей по-скифски)».

По материалам книги Геродот Геликарнасский «Путешествие в древнюю Скифию».

Другие статьи по теме:

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*