На рынке за потребителя давно соревнуются не товары, а образы, бренды. И фильм «Плутовство» служит дельным пособием по рекламе и маркетингу.
Президент ― это товар, а взлет рейтингов заслуга рекламы, говорится в финале картины. Этот тезис вызывает протест голливудского продюсера Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман), который противопоставляет тупой рекламе свое «кино». Но спор идет не между форматами, а образами, которые использовались в ходе президентской кампании.
Герои фильма почти как по нотам разыгрывают популярную в маркетинге PMPHS-модель (боль ― больше боли ― надежда ― решения). Первая «утка» твердила, что террористы везут в США бомбу с канадской границы, в маркетинге используются свои страшилки ― перхоть, лузерство, ожирение и так далее. Президент позиционируется как товар, который вселяет надежду и решает проблему.
Но одной бомбы мало, она слишком абстрактна для обывателя. Тогда появляется бедная албанская девочка с белым котенком, которая бежит из деревни, где идет бой с террористами. И разве сможет хоть один человек остаться безучастным видя страдания ребенка? Не зря и в рекламе существуют жесткие нормы, которые ограничивают использование образов детей.
Война это шоу-бизнес, народ запоминает лишь лозунги, образы, самой войны он не знает, не помнит, ― говорит главный герой фильма Конрад Брин (актер Роберт де Ниро), который и руководит всей этой кампанией по спасению репутации президента.
Второй телеролик, где главным героем выступает солдат по кличке «Старый башмак», уповает на патриотизм, на традиционные семейный ценности. Эти эмоции закрепляются песней, развешанные на улицах городов башмаки служат своего рода наружной рекламой.
Первоначально планировалось создать сцену с вызволением из плена героя, торжественную встречу и финал happy end. Однако солдат по пути погибает, финал приобретает еще более сильные эмоциональные краски ― торжественные военные похороны с маршем однополчан и одинокой собакой, становятся мощнейшим последним аккордом.
В итоге рейтинг президента взлетает до 87%, вопрос победы на выборах предрешен. Товар завоевал доминирующее положение на рынке за счет умелой манипуляции образами.
Образы вызывают эмоции, активируют наиболее сильные социальные стереотипы, и народ покупает то, что ему предлагают, так сегодня и делается большой бизнес ― политика и экономика увязаны между собой.
Даже ЦРУ, выступившее вначале на стороне конкурирующего претендента, оказалось бессильно перед образами, которыми умело жонглировал главный герой.
В роли Брина представлена личность того типа лидера, которого не показывают по телевизору, они не мелькают ни в интернете, ни на страницах газет. Таких людей принято считать серыми кардиналами, приписывая им зловещие свойства, аморальность, цинизм и все остальные грехи.
Но именно Брины обеспечивают стабильность и функционирование системы, они как сантехники, когда все работает о них не вспоминают, но если их нет, то грязь портит жизнь всем.
Почему собака виляет хвостом?
Потому что она умнее хвоста.
Если бы хвост был умнее,
то он вилял бы собакой (Слоган фильма).
Синемалогия по фильму «Плутовство» опубликована в книге Антонио Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия».
- Фильм «Плутовство» ( Wag the dog), США, 1997 г.
- Режиссер: Барри Левинсон («Самородок», «Человек дождя», «Спящие», «Сфера» и др.)
- В главных ролях Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Энн Хеч. Дэнис Лири, Уилли Нельсон.
- Бюджет фильма: $15 млн, сборы в мире $64 млн.
Другие статьи по теме:
- Ли Куан Ю. Взгляд на будущее мира …
- Заветы Уинстона Черчилля
- Философия Аристиппа: искусство вести свою игру
Вся рубрика «Киноклуб»
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.