Философия Аристиппа: искусство вести свою игру

Аристипп Киренский

Аристипп Киренский прославился не только как основоположник философии гедонизма, но и тем, как виртуозно воплощал ее в жизнь.

В отличие от других любителей мудрости (философия — др.-греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости») он считал, что философия наука сугубо практическая, и нужна для того, чтобы пользоваться благами и наслаждаться жизнью.

Для этого, говорил Аристипп, следует научиться господствовать над обстоятельствами и самим собой, особенно подчеркивая важность умения обходиться с другими людьми, сохраняя при этом внутреннюю свободу. Философ потому и счастливее других людей, говорил Аристипп, что он умнее и находчивее.


Аристипп Киренский
Аристипп Киренский

Аристипп Киренский (435—355 гг. до н. э.) — древнегреческий философ из Кирены — богатой греческой колонии в Северной Африке (сегодня это территория Сирии). Происходил из состоятельной семьи. В Афины приехал, привлеченный славой Сократа и стал его учеником.

Еще на родине усвоил учение Протагора. До знакомства с философией Сократа сам был «преподавателем добродетели» и после смерти последнего долгое время проживал в разных частях Греции в качестве странствующего софиста. Первым из учеников Сократа начал брать плату за обучение со слушателей.


О жизни Аристиппа осталось множество историй и анекдотов, которые приводит в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский:

«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами. Дело в том, что он извлекал наслаждение из того, что было в этот миг доступно, и не трудился разыскивать наслаждение в том, что было недоступно. За это Диоген (Синопский, живший по легенде в бочке) называл его царским псом».

Другие философы то ли завидуя, то ли восхищаясь ловкостью Аристиппа говорили ему: «Тебе одному дано ходить одинаково как в мантии, так и в лохмотьях».

Развалины Кирен, Сирия
Развалины Кирен, Сирия

Виртуоз общения

На вопрос Дионисия (тиран из Сиракуз, у которого гостили многие философы, в том числе и Платон), почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, Аристипп ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».

Как-то к философу зашел софист Поликсен и, увидев у него женщин и роскошный стол, начал всячески бранить его. Аристипп, подождав немного, спросил: «А не можешь ли нынче и ты побыть с нами?» – и когда тот согласился, то сказал: «Что же ты ругаешься? Как видно, не роскошь тебе претит, а расходы!».

Однажды Аристипп заступался перед Дионисием за своего друга и, не добившись успеха, бросился к его ногам. Когда кто-то стал над ним смеяться, он сказал: «Не я виноват, а Дионисий, у которого уши на ногах растут».

Как-то философ просил у Дионисия денег, тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды. – Дай мне денег, – перебил Аристипп, – а потом мы разберем этот вопрос – и, получив деньги: – Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды. Когда Дионисий прочел ему: Ведь кто под царскую вступает сень, Тот раб царю, хоть он пришел свободным, он перебил: Не раб царю, коль он пришел свободным».

Однажды, Аристипп проходил мимо Диогена, который чистил себе овощи, и тот, насмехаясь, сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим. тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов. – А если бы ты умел обращаться с людьми, – парировал Аристипп, – тебе не пришлось бы чистить себе овощи».

Антонио Цукки. Аристипп и его товарищи спасаются от кораблекрушения
Антонио Цукки. Аристипп и его товарищи спасаются от кораблекрушения

Аристипп, потерпев кораблекрушение, достиг вплавь ближайшего берега и, увидав там начерченные на песке геометрические фигуры, очень обрадовался, заключив, что он попал в страну, населенную греками, а не варварами.

Далее он отправился в город, выступил там с лекцией по философии и так увлек слушателей, что получил и деньги и почет. Затем он продолжил путешествие на очередном судне. После этого случая он стал давать родителям совет обеспечивать детей таким богатством, которое не утонет при кораблекрушении, подразумевая знания.

Кто-то привел к нему для обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба! – Купи, – сказал Аристипп, – и у тебя будет целых два раба».

Он был любовником гетеры Лаиды, как утверждает Сотион. Тем, кто осуждал его, он говорил: «Ведь я владею Лаидой, а не она мною; а лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».

Как сообщает Бион в «Диатрибах», однажды в дороге у Аристиппа утомился раб, который нес его деньги. «Выбрось лишнее, — сказал ему Аристипп, — и неси сколько можешь».

В другой раз, когда он плыл на корабле и увидел разбойничий корабль, он взял свои деньги, стал их пересчитывать и, словно ненароком, уронил в море, а сам рассыпался в причитаниях. Некоторые добавляют, будто он при этом сказал, что лучше золоту погибнуть из-за Аристиппа, чем Аристиппу — из-за золота.

На вопрос, какую пользу принесла ему философия, он ответил: «Дала способность смело говорить с кем угодно». На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».

Аристипп
Аристипп

Философия Аристиппа

Аристиппа можно назвать основателем сенсуализма (направление, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма познания, противостоит рационализму).

Философ говорил, что человек находится в плену у внутренних ощущений, подобно гражданам осажденного города; как они знают лишь то, что делается внутри стен, так и человек познает лишь свои собственные «πάθη» (претерпевание), то есть ограничен лишь субъективными ощущениями (сравни с мифом о пещере Платона).

Не надо думать о прошедшем, терзаясь бесплодными сожалениями; не надо мучиться страхами за будущее или обольщать себя несбыточными надеждами: только настоящее нам принадлежит, прошедшее и будущее не в нашей власти.

Согласно философии Аристиппа, чтобы достигнуть цели – наибольшего наслаждения жизнью, человек нуждается прежде всего в разуме.

  • Он нужен для правильной оценки благ и зол (именно этому Аристипп и научился у Сократа);
  • во-вторых, для того чтобы указывать и доставлять нам наиболее верные средства для наших целей и обеспечить наш успех в общении с людьми;
  • в-третьих, он нужен для того, чтобы ясно сознать цель нашей жизни и избавиться от всякого рода социальных, нравственных и религиозных предрассудков, которые мешают ее преследовать, от разного рода страстей, которые возникают из ложного понимания счастья и потому извращают нашу деятельность: таковы любовь и вражда, зависть, привязанность к людям, вещам, почестям, богатствам, от которых наше счастье не зависит (см. двойная мораль в книге А. Менегетти «Мудрец и искусство жизни»).

Аристипп говорил, что мудрость нужна не для воздержания от удовольствий, а для того, чтобы не отдаваться им во власть и господствовать над ними. Философия это практическая наука счастья, искусство наслаждаться жизнью.

Подробнее об удовольствии смотри Философия гедонизма: от античности до наших дней

Другие статьи по теме:

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий