Всем известна Третьяковская галерея. Павел Третьяков как коллекционер родился от ошибки, по крайней мере ошибка помогла ему имменно в таком виде осуществить его мечту.
В 1851 году Третьяков покупает дом в Лаврушинском переулке и решает украсить его картинами. Первые покупки купец совершил на Сухаревском рынке, проявив интерес к старинным гравюрам, книгам, небольшим голландским жанровым картинам. После он приобрел девять произведений голландских мастеров XVII века.
«Первые две-три ошибки в столь трудном деле как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров», — писал И.С. Остроухов после смерти коллекционера. Несколько первых картин оказались подделками.
Впору было больше никогда коллекционированием картин не заниматься, но Павел Третьяков решил по-другому. Чтобы избежать подобных рецедивов в будущем он стал покупать картины у самих художников, у современников, начал собирать коллекцию русской живописи. «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника», — говаривал Третьяков.
Павел Михайлович Третьяков (1832 — 1898 гг.) — российский предприниматель (семья владела бумагопрядильными фабриками), меценат, коллекционер, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.
При удачном выборе такие инвестиции были и наиболее выгодными, если художник становился известным и признанным, то и его полотна значительно дорожали. Третьяков хоть и собирал коллекцию для общественного блага, картины могли увидеть все желающие, тем не менее оставался купцом и купцом успешным.
Посещали Третьякова сомнения и впоследствии. «Дело ли я делаю? — задавался он не раз вопросом о необходимости коллекционирования, которое требовало от него не малых затрат и жертв, — …со мной в продолжение 22 лет были раза три такие моменты, — писал он Крамскому, — что я готов был бросить начатое дело. Я не уверен, что и вперед не случится такого момента; разумеется, я и опять постараюсь побороть такое чувство …».
Третьяков стал самым известным коллекционером российской живописи, одновременно он поддерживал многих художников, финансируя развитие русской художественной школы. Ходила легенда, что художники в благодарность за поддержку предоставляли Павлу Третьякову своего рода «право первой ночи», ему первому предлагали новую картину, а потом уже другим коллекционерам. Благодаря этому его коллекция русской живописи была самой значительной в Москве.
Передав еще при жизни галерею в общественное пользование Москве Третьяков на века прославил и себя и свою фамилию.
Сегодня Третьяковская галерея успешно работает, осуществляя свою культурную и социальную миссию, которую ее основатель сформулировал еще в 1860 году в своем завещании: «… для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Подробнее о Третьякове http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7803.php
Понять природу человека. Комплекс неполноценности
Среди трех наиболее известных психологов начала века — Фрейда, Юнга и Адлера, последний менее известен, хотя его вклад в психологическую науку не менее значителен.
Альфред Адлер (1870 — 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель метода индивидуальной психологии. Его жизненный путь оказал сильное влияние на его концепцию теории личности.
Альфред был третьим из шести детей, в детстве был болезненным и слабым, но старался преодолеть эти недостатки. Также его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Несколько раз был близок к смерти. В пять лет переболел тяжелой формой пневмонии, семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти ребенка. После этой истории Адлер решил стать врачом.
Одним из важных вопросов в психологии Адлера стало описание комплекса неполноценности, который появляется в детстве и влияет на формирование личности.
«Формирование типов характера начинается в раннем возрасте. Основой основ развития ребенка является его стремление компенсировать свои слабости; из этого чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей.
Мы можем констатировать следующий непреложный закон: у людей, появившихся на свет с физическими недостатками, детские годы проходят в ожесточенной борьбе, которая зачастую приводит к угасанию их социальных чувств. Вместо того чтобы пытаться приспособиться к окружающим, они все время озабочены собой и впечатлением, которое производят на других. Этот тезис, верный в отношении физических недостатков, верен также и в отношении любой социальной или экономической неполноценности, которая может вызвать чувство ущербности, что в конечном счете приведет к враждебному отношению ко всему миру.
… любой ребенок занимает в жизни подчиненное и зависимое положение. Видя, как слаб и беспомощен любой ребенок, мы понимаем, что в начале жизни всякий испытывает глубокое чувство собственной неполноценности.
Чувство неполноценности — это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка.
Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь на котором эта цель может быть достигнута.
Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет цель существования индивидуума». (Альфред Адлер «Наука о характерах. Понять природу человека»).
«Рождение «Я»
«Комплекс неполноценности, — пишет Антонио Менегетти, — лежит в основе любого жизненного инстинкта человека. С точки зрения Адлера, который впервые сформулировал это понятие, комплекс неполноценности всегда является производной от патологических условий, более нежели от естественных. По его мнению, чувство собственной неполноценности возникает в ситуации, вынуждающей оставаться на вторых ролях.
Я же рассматриваю чувство неполноценности в качестве стимула к непрерывному рождению «Я». Это чувство собственной неадекватности я считаю естественным для человека, так как оно происходит из того факта, что мы появляемся на свет маленькими. Следовательно, речь идет о нормальной экзистенциальной ситуации человека, о форме, неизбежной в силу того, что от рождения мы проходим становление.
Это ощущение собственной неполноценности не является чем-то неправильным: это начальное чувство, которое подталкивает, побуждает к преодолению. Каждому человеку, достигшему величия, знакомо состояние зависимости, неполноценности. Естественно, это не знак слабости, а та основа, которую человек не может избежать, движимый к цели присущего ему бытия.
Чувство неполноценности может достигать трагических размеров, особенно у исключительных людей; однако чем трагичнее это переживание, тем выше вероятность его преодоления: это уже не столько желание достичь предела, сколько живая потребность в преодолении предела. Воля к бытию свидетельствует об инстинктивном долге быть.
Можно даже сказать, что человеческая история представляет собой историю чувства неполноценности и попыток человека его преодолеть.
То же самое можно утверждать и относительно всей истории цивилизации. Более того, чувство неполноценности является прекрасным ориентиром: до тех пор, пока оно сохраняется, нам еще есть к чему стремиться». (Из книги Антонио Менегетти «Рождение «Я»).
Другие статьи по теме:
- История предпринимательства: Аника Строганов
- Адриано Оливетти — гений промышленного дизайна
- Купцы Елисеевы. Парадоксы «Серебряного века»
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.