Какой критерий использует психология для того, чтобы различать добро и зло? На основании чего можно сказать человеку: «Это правильно, а это нет»?
После тысячелетней истории изучения человека несостоятельность многих моральных ценностей стала очевидной. Опыт показывает, что человеческая природа едина, в то время как законы, критерии, науки, способы воспитания многообразны.
В психологии нам необходим критерий, который бы был первичен по отношению к любой морали и мог стать точкой отсчета для любых научных исследований.
Под моралью мы понимаем идеологию, определяющую поведение как общества в целом, так и отдельного индивида, определенную форму, с которой должны соотноситься все другие формы поведения и которая может носить политический, культурный, религиозный или иной характер.
Например, если я попрошу вас описать хорошую девушку, то в вашем сознании автоматически возникнут несколько готовых ответов. Если я задам тот же вопрос арабу, израильтянину, католику, коммунисту или японцу, то у каждого будет свой ответ.
Психология часто играла роль «государственной религии» вместо того, чтобы выполнять функцию природы. Если перед нами стоит задача отыскать критерий точности в научной психологии, то мы должны освободить наш ум от морали — не противоречить морали, но быть вне ее, быть безразличными к любой форме суждения. Любой аспект морали искажает, приводит к ошибке, мешает точному осуществлению психотерапии.
Очевидно, что ни одна мораль не может дать критерий точности при определении психологического здоровья человека.
В центре внимания истинной психологии — человек, а не идея.
Онтопсихология стремится прежде всего найти единый критерий, на основе которого можно судить об индивидуальной ситуации субъекта.
Что мы имеем в виду, говоря «нормальный» в отношении какого-либо человека? Означает ли это соответствие идеологическим нормам, присущим большинству, или же более индивидуальному, априорному принципу какой-либо личности?
Внимательно наблюдая за любым из нас, можно заметить, что внутри каждого действует определенный закон, принцип, интенциональность. Жизнь уже предопределила нас неким образом — наше химическое, биологическое, физиологическое, моральное состояние.
Эту предопределенность, эту формальную основу я называю «природой». Природа (natura от гр. и лат. nouz, noev — «думать», tiqhmi — «давать место», rev, ruere — «бежать», «протекать») — то, как принцип проистекает из самого себя; как вещь, форма происходит из своего принципа; как индивид происходит из своей собственной формы, как происходит рождение; как возникает форма, позиция ума. Речь идет о принципе, факте, который предшествует мне.
В природе действует этот фундаментальный закон, который человек не может обойти, поскольку его существование предопределено самой природой.
Этот фундаментальный критерий природы я называю Ин-се (In Se) человека. Это изначальная априорная сущность, строгий категориальный порядок, присущий любому человеку.
Прежде всего этот принцип должен быть ясен психологической науке, так как он представляет собой уникальный критерий точности оценки любого состояния и любой ситуации. Этот принцип является основой организмического познания. Человек потерял способность к такому типу познания, но именно организм обеспечивает деятельность отдельных органов — сердца, печени, глаз, легких, кожи. Организм как единое целое обеспечивает жизнедеятельность каждой природной индивидуации.
Сознание следует за фактом существования, а не предшествует ему: некий порядок автономно проявляет себя в действии жизни «здесь и сейчас».
Интенциональность природы действует здесь, в этом теле, поэтому не нужно уходить от самих себя, чтобы понять — ответственность, плоть экзистенции находятся «здесь и сейчас». Я здесь являюсь феноменологией моего онто Ин-се.
Из главы Психотерапия и интенциональность природы книги Менегетти А. «Введение в онтопсихологию».
Другие статьи по теме:
Рубрика «Книги».
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.