Александр Македонский: вдохновленный Илиадой

Александр Македонский

Александр III из династии Аргеадов в 20 лет стал царем Македонии, а уже в 30 властвовал почти над всем известным тогда миром …

Его любимой книгой была Илиада, а кумиром — Ахиллес, главный герой гомеровского эпоса, самый сильный и доблестный из воинов, стяжавший бессмертную славу, но погибший в самом конце войны толи в силу безмерного гнева из-за смерти друга Патрокла, толи в силу утраты смысла существования вне войны.

Удивительно, но судьба Александра Македонского очень похожа на историю этого мифического героя.

В Илиаде объединенное войско ахейцев выступает против Трои, чтобы отомстить за похищение красавицы Елены. Александр отправляется в поход против Персидского царства, чтобы поквитаться за предшествующие нашествия персов на Грецию и попранные святыни. Само собой разумеется, что война сулила и материальные выгоды.

Как пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», «средств на содержание войска у Александра было не более семидесяти талантов, а продовольствия — только на тридцать дней, кроме того царь задолжал двести талантов. Несмотря на то, что при выступлении Александр располагал столь немногим и был так стеснен в средствах, царь прежде, чем взойти на корабль, разузнал об имущественном положении своих друзей и одного наделил поместьем, другого — деревней, третьего — доходами с какого-нибудь поселения или гавани.

Александр дарил охотно, и таким образом он роздал почти все, чем владел в Македонии. Когда его спросили: «Что же, царь, оставляешь ты себе?» «Надежды!» — ответил Александр. «В таком случае, — сказал Пердикка, — и мы, выступающие вместе с тобой, хотим иметь в них долю»».

Карта Македонии и Средиземноморья


Персидская Империя (Держава Ахеменидов ) — древнее государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки. К концу VI века до н. э. ее границы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. Население империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек или половину населения Земли в V—IV вв. до н. э. В 331 до н. э. после битвы при Гавгамелах Персидская держава прекратила своё существование, ее народы покорились Александру Великому.


Ахиллесова пята

Филипп II Македонский
Филипп II Македонский (382—336 годы до н. э.)

Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа II и Олимпиады, дочери эпирского царя. Согласно династической легенде, по отцу он вел свое происхождение от Геракла – сына Зевса, а по матери был прямым потомком знаменитого Ахиллеса, героя гомеровской Илиады.

Для Филиппа это был не первый брак, царь был известен своими любовными похождениями. «Это порождало многочисленные жалобы и жестокие раздоры, которые усугублялись тяжестью нрава ревнивой и скорой на гнев Олимпиады, постоянно восстанавливавшей Александра против отца», — пишет Плутарх. Александр всегда принимал сторону матери и сохранил с ней близкие отношения до самой своей смерти.


Ахиллес (Ахилл) — один из самых известных и почитаемых героев древней Греции, участвовал в походе против Трои, главный герой поэмы Гомера Илиада. Согласно легенде был сыном героя Пелея и морской богини Фетиды. В детстве мать окунула Ахиллеса в воду волшебной реки, так что его тело стало неуязвимо для любого оружия, за исключением пятки, за которую богиня держала младенца при купании. Именно стрелой в пятку и был поражен Ахиллес в конце троянской войны. Отсюда и пошло выражение «Ахиллесова пята».


Брисеиду уводят от Ахилла. Фреска
Брисеиду уводят от Ахилла. Фреска из Дома Трагического поэта в Помпеях, 1 в. н.э.

Герои и величие

Династические легенды о Геракле и других героях древности не были лишь данью традиции, а служили практическим целям педагогики, воспитывая стремление к доблести и славе.


Герои (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — персонажи др.-греч. мифов. Рождались от браков олимпийских богов со смертными людьми. Были наделены огромной силой и др. способностями, но не обладали бессмертием. Герои являются посредниками между людьми и богами, выполняют на земле волю богов, вносят в жизнь людей порядок и справедливость. Самые известные др.-греч. герои — Геракл, Ахиллес, Персей, Одиссей и т.д. Главная черта героя — добродетель (’αρετή (арете)). Сократ цитирует слова Ахиллеса о смерти: «… Лягу, где суждено, … Но сияющей славы прежде добуду».


Поэтому «всякий раз, как приходило известие, что Филипп завоевал какой-либо известный город или одержал славную победу, Александр мрачнел, и говорил своим сверстникам: «Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого и блестящего». Александр считал, что чем больше получит он от своего отца, тем меньше сможет сделать сам».

«Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать.

Аристотель наставляет Александра
Аристотель и его ученик Александр. Х. Гелль, гравюра, 1876

Филипп не решался полностью доверить обучение и воспитание сына учителям музыки и других наук, входящих в круг общего образования, считая, что дело это чрезвычайно сложное и, как говорит Софокл, «кормило нужно тут и твердая узда». Поэтому царь призвал Аристотеля, самого знаменитого и ученого из греческих философов …». Аристотель был наставником Александра около 3 лет.

Плата за обучение сына была царской: Филипп восстановил разрушенный им же самим ранее город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и оказавшихся в рабстве граждан.

Илиада из шкатулки

Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он нередко говорил, что изучение «Илиады» — хорошее средство для достижения военной доблести.

Список «Илиады», исправленный Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой, вместе с кинжалом, как об этом сообщает Онесикрит. Так как в глубине Азии Александр не имел под рукой никаких иных книг, Гарпал по приказу царя прислал ему сочинения Филиста, многие из трагедий Еврипида, Софокла и Эсхила, а также дифирамбы Телеста и Филоксена».

Александр любил музыку, театр, поэзию более чем другие виды досуга. Он «устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию (вид единоборств) …».

Александр Великий закладывает Александрию Египетскую
Александр Великий закладывает Александрию Египетскую, картина Плачидо Костанци (1737, Италия)

Гомер — мудрейший зодчий

С поэзией была связана и легенда об основании Александрии Египетской. Согласно Плутарху Александр основал в свою честь около 70 городов, но Александрия Египетская обрела всемирную славу и имела особое значение.

«Захватив Египет, Александр хотел основать там большой, многолюдный греческий город и дать ему свое имя. По совету зодчих он было уже отвел и огородил место для будущего города, но ночью увидел удивительный сон. Ему приснилось, что почтенный старец с седыми волосами, встав возле него, прочел следующие стихи:

На море шумно-широком находится остров, лежащий
Против Египта; его именуют там жители Фарос.

Тотчас поднявшись, Александр отправился на Фарос, расположенный несколько выше Канобского устья; в ту пору он был еще островом, а теперь соединен с материком насыпью. Александр увидел местность удивительно выгодно расположенную. То была полоса земли, подобная довольно широкому перешейку; она отделяла обширное озеро от моря, которое как раз в этом месте образует большую и удобную гавань. Царь воскликнул, что Гомер, достойный восхищения во всех отношениях, вдобавок ко всему — мудрейший зодчий».

Во время азиатского похода Александра сопровождало множество ученых людей — от архитекторов и философов до поэтов и музыкантов. Это была масштабная экспедиция с целью дойти до края света. Ученые и философы исследовали и описывали Азию, ее природу, государства, народы.

Фрагмент Александровой мозайки
Фрагмент Александровой мозайки (ок. 100 г. до н.э., Помпеи), изображающей сражение между армией Александра Великого и персидским войском царя Дария в Киликии (Малая Азия, 333 г. до н.э.).

Непобедимый и упрямый

«… если Александр ставил перед собой какую-либо цель, удержать его было невозможно. Ибо судьба, покровительствовавшая его устремлениям, делала его упрямым. Он не только ни разу не был побежден врагами, но даже оказывался сильнее пространства и времени; это поощряло его и без того пылкое честолюбие и увлекало на осуществление самых пылких замыслов».

Царь, как правило, был мягок в обращении с окружающими, но имел склонность к резким перепадам настроения. Он стремился во всем быть первым, из-за чего в каждом бою бросался в гущу схватки.

Плутарх перечисляет его раны: «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее».

Завоевания Александра распростерлись до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Пределом для него стала река Ганг, дойдя до которой войско уже изрядно уставшее от дорог, плохого питания и болезней отказалось следовать дальше, так что Александру пришлось повернуть назад. Он воспринял это как свое первое поражение.

Александр Великий рассекает гордиев узел
Александр Македонский рассекает гордиев узел, картина Жана-Симона Бартелеми (Франция, 1767 г.)

Объединенная Евразия

Александр был гибким и прагматичным правителем. Несмотря на первоначальные цели персидского похода «поквитаться с персами», Александр относился к покоренным жителям не как завоеватель, а как законный правитель, уважающий их уклад, традиции и культуру. Он приближал к своему двору местную знать, многое сам перенял из системы управления Персидской империи.

Эта политика способствовала утверждению его власти на покоренных территориях, но не слишком нравилась ближайшему окружению — македонянам и грекам.

Чтобы сблизить и соединить два народа своей империи, македонян и персов, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жены азиатских девушек. Правда после смерти Александра почти все знатные македоняне развелись со своими персидскими женами.

Свадьба в Сузах: Александр с женой в центре, Гефестион по правую руку.
Свадьба в Сузах: Александр с женой в центре, Гефестион по правую руку. (гравюра конца XIX в.).

Сам царь женился на Статире, старшей дочери Дария III, и на Парисатиде, дочери Артаксеркса III. Хотя он уже был женат на дочери бактрийского правителя Роксане, Александр решил, что может одновременно иметь несколько жен по восточному обычаю.

Ближайший друг Александра и по сути второй человек в империи Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду.

У римского историка Арриана в «Походе Александра» (начало II века) сообщается о том, что, отправляясь в поход, Александр посетил Трою и «возложил венки на могилу Ахиллеса, а Гефестион, говорят, возложил венки на могилу Патрокла». Как и в эпосе Гомера, где Ахиллес не на долго переживает своего друга Патрокла, так и Александр и Гефестион уходят из жизни в один год.

Испытание богатством

Создание империи на огромной территории заняло менее 10 лет. Азия принесла Александру власть, славу и богатство. Но испытание богатством и роскошью оказалось куда труднее, чем грозные противники.

Уже перед походом в Индию он обнаружил, что из-за «огромной добычи войско отяжелело и стало малоподвижным. Тогда на рассвете он велел нагрузить повозки, и сначала сжег те из них, которые принадлежали ему самому и его друзьям, а потом приказал поджечь повозки остальных македонян». Но это оказалось лишь временным решением. После возвращения из Индии проблемы не исчезли.

«Александр видел, что его приближенные изнежились вконец, что их роскошь превысила всякую меру: теосец Гагнон носил башмаки с серебряными гвоздями; Леоннату для гимнасия привозили на верблюдах песок из Египта; у Филота скопилось так много сетей для охоты, что их можно было растянуть на сто стадиев; при купании и натирании друзья царя чаще пользовались благовонной мазью, чем оливковым маслом, повсюду возили с собой банщиков и спальников. За все это царь мягко и разумно упрекал своих приближенных.

Александр высказывал удивление, как это они, побывавшие в стольких жестоких боях, не помнят о том, что потрудившиеся и победившие спят слаще побежденных. Разве не видят они, сравнивая свой образ жизни с образом жизни персов, что нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд?

«Сможет ли кто-либо из вас, — говорил он, — сам ухаживать за конем, чистить свое копье или свой шлем, если вы отвыкли прикасаться руками к тому, что всего дороже, — к собственному телу? Разве вы не знаете, что конечная цель победы заключается для нас в том, чтобы не делать того, что делают побежденные?».

Въезд Александра Македонского в Вавилон,
Въезд Александра Македонского в Вавилон, картина Шарля Лебрена, ок. 1664 г.

Александр не переставал думать о завоеваниях. Работы по строительству нового порта в Персидском заливе и подготовка флота показывают, что он хотел покорить Аравию, чтобы контролировать все морское побережье от Индии до Египта.

В качестве новой резиденции был выбран Вавилон, несмотря на тревожные предзнаменования. Среди них наиболее символичным было такое: «На самого большого и красивого льва из тех, что содержались в зверинце, напал домашний осел и ударом копыт убил его».

За пять дней до похода в Аравию Александр умер от болезни.

Сияние звезды

«Жизнь этого человека была подобна метеориту, который, прочертив яркий след, исчезает в бездонной черноте небес», — пишут авторы книги «100 знаменитых загадок истории».

Однако, этот свет не исчез. Для многих известных людей прошлого Александр Македонский стал вдохновляющим примером того, что может достичь человек при страстном желании. Юлий Цезарь восхищался Александром и его блестящими победами. Высоко оценивал не только военные, но также и политические таланты Александра Наполеон Бонапарт.

Александр Македонский отказывается от воды,
Александр Македонский отказывается от воды, картина Джузеппе Кадес, 1792 г.

Именно благодаря завоеваниям Александра Македонского начинается исторический период, известный как эллинистическая эпоха, когда культурное влияние Греции на Европу, Азию и Африку достигает своего пика. Оттуда идут корни и Восточной Римской империи или Византии, оказавшей в свою очередь культурное влияние на формирование России.


Эллинизм — период в истории стран Восточного средиземноморья между 323 и 30 до н.э. Борьба за власть между диадохами (военачальники) привела к образованию на месте империи Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур. Источник: Большой Энциклопедический словарь.


И все это происходит благодаря политическому гению Александра, который сумел объединить победителей и побежденных в новой империи, которая хоть и не просуществовала долго как единое целое, а раскололась не несколько частей, и тем не менее эти части обеспечили прогрессивное культурное развитие обширных территорий.

Золотой статер Александра Македонского
Золотой статер Александра Македонского

Торговые связи Средиземноморья со Средней Азией, Индией, Аравией и областями, расположенными у Каспийского моря, сделались более тесными. Захватив драгоценности персидских правителей Александр ввел их в обращение и тем самым подстегнул экономическое развитие. Появилась единая для Эллады и Передней Азии монетная системы, золотые статеры и серебряные тетрадрахмы с изображением Александра были широко распространены, их чеканили и долгие годы после его смерти.


Илиада, рукопись 5-6 в.

«Илиада» (др.-греч. Ἰλιάς) — древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы, эпическая поэма, приписываемая Гомеру. Описывает события Троянской войны. Завязкой сюжета становится история о гневе Ахиллеса. В основе этого чувства лежит греческое понятие tim, которое ассоциируется с честью, достоинством, необходимостью получить компенсацию за урон и расправиться с врагами. Честь требует воздаяния и является главной человеческой ценностью.


 

Другие статьи по теме:

Статьи рубрики Философия гуманизма

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*