В свое время фирма Olivetti была столь же популярна, как сегодня Apple. Именно Olivetti произвела революцию в промышленном дизайне, указав всем новый путь …
В 40-е годы рождается понятие «стиль Olivetti». Модели пишущих машинок Lexikon 80 и Lettera 22 заняли место в крупнейших музеях современного искусства, превратившись в иконы стиля.
От отца к сыну
Основал компанию Камилло Оливетти (1868-1943). В 1908 году в Ивреа близ Турина он открывает мастерскую, а потом фабрику по производству пишущих машинок. Первую модель машинки М-1 сконструировал сам Камилло. Благодаря простоте и надежности она привлекла внимание публики на выставке в Турине и быстро завоевала популярность.
Камилло был не только талантливым инженером, но и любителем прекрасного. В 1912 году он писал: «Эстетическая сторона конструктивного решения машинки также требует особого внимания… Пишущая машинка не должна быть оформлена в сомнительном вкусе. Она должна иметь внешность одновременно серьезную и элегантную…». Это было сказано более 100 лет назад.
Этот завет в полной мере смог претворить в жизнь сын Камилло — Адриано Оливетти (1901-1960), который небольшую семейную фабрику превратил в компанию-легенду, ставшую не только лидером мирового рынка, но утвердившую новые бизнес-принципы, которые конкуренты начиная от IBM и заканчивая японскими производителями электроники изучали и старались повторить.
Рождение легенды
Адриано Оливетти с юности интересовался социальными и экономическими идеями, он специально ездил в США, где изучал научную организацию труда, на то время самую передовую управленческую теорию.
Возвратившись домой он реорганизует семейную фабрику в компанию, которая стала управляться по отделам. Особое внимание он уделяет отделам рекламы и дизайна, для чего приглашает группу молодых художников, скульпторов, архитекторов и поэтов.
Зачем на фабрике поэты и архитекторы? Адриано убежден, что его принципы и идеи должны выйти за пределы цехов.
Из поэтов он создает отдел по связям с общественностью. Скульпторы, художники и архитекторы оттачивают визуальный образ компании: от дизайна товаров и проектирования промышленных, общественных и жилых зданий до последнего вензеля на фирменных бланках.
На Оливетти в разные годы работали Ле Корбюзье, Луис Кан, Гае Ауленти, Эгон Айерманн, Игнацио Гарделла, и многие другие.
Философ и социалист
Оливетти интересуется феноменом Баухауза и одновременно философией и социологией Гегеля, Маркса, Ленина, Рёскина, Мориса, Шпенглера, Грамши и Нитти. Впоследствии он напишет несколько книг и будет издавать и редактировать журнал «Коммунита».
Возглавив предприятие Адриано вывесил на двери своего кабинета табличку: «Человек – больше чем просто рабочий». И это не был лишь красивый жест.
В своей книге «Общество, государство, коммунита» он напишет: «Опыт первоначальной работы, когда я изучал проблемы научной организации труда, хронометраж, убедил меня, что человек и машина решительно враждебны друг другу… Я осознал ужасную монотонность и тяжесть повторяющихся движений в бесконечной работе у сверлильного станка или у пресса, я понял, что необходимо вырвать человека из рабства постепенной деградации».
Философия стала для Оливетти мотивом, он стремился на практике реализовать те идеи, которыми был увлечен. Бизнес стал подходящим инструментом для того, чтобы материализовать идеи в истории. Важно было лишь найти правильный путь.
Просвещенный капиталист
Оливетти называл себя «просвещенным капиталистом» и был убежден, что бизнес не может исключать этическое и ответственное поведение по отношению к сотрудникам и к местности, на которой находятся фабрики.
Всего через несколько лет после его прихода к руководству уровень жизни рабочих становится на 80% выше, чем в среднем по Италии. Производительность труда также выросла в два раза в течение пяти лет. В 1933 году половина пишущих машинок, используемых в Италии, носила имя Olivetti.
Адриано учреждает фонд социального страхования, разрабатывает специальную систему льгот для сотрудников фирмы, отправляет их детей в летние лагеря на море, открывает на территории фабрики кафетерий, детский сад, библиотеку, строит для рабочих жилье.
Предприниматель интересуется архитектурой и поэтому каждое здание или помещение от фабрики, офиса, обучающего центра до фирменного магазина — это всегда индивидуальный проект, это молодые талантливые архитекторы, это отражение идей Оливетти.
Иконы стиля
Mapчелло Ниццоли, который возглавил конструкторское бюро фирмы, прежде был известен лишь как художник-график, оформлял выставки, сотрудничал с архитектурным журналом «Казабелла».
Адриано умел безошибочно выбирать людей, руководствуясь глубоким внутренним чутьем, которое позволяло ему видеть в молодом специалисте потенциал, пока еще не раскрытый.
Именно Ниццоли стал автором самых известных моделей Olivetti, принесших фирме мировое признание — Lexikon 80 (1948) и Lettera 22 (1950).
«Бюллетень Музея современного искусства» в Нью-Йорке писал в 1952 году: «Ни одна из компаний не произвела еще пишущей машинки, равной по красоте «Лексикону 80».
В 1959 году Lettera 22 была признана экспертами в области дизайна — лучшим среди всех товаров, выпускавшихся за предшествующие 100 лет.
Культура как инновация
Olivetti выпускала на рынок такие вещи, которые были не только символом красоты и дизайна, но так же отличались высочайшим качеством, превосходной функциональностью и новизной.
Среди них уже упомянутые Lexikon 80 и Lettera 22, первый в мире калькулятор Divisumma 24 (1956) и множество других моделей, удостоенных различных премий и наград.
Директор по рекламе Olivetti Музатти так формулировал кредо фирмы: «Культурное имя, культурная подача для культурного продукта».
«Стиль Olivetti» стремился не столько к формальному единству продукции, сколько к тому, чтобы сделать любую продукцию обязательно красивой: все должно быть привлекательным, первосортным, включая даже деловую корреспонденцию, исходящую от фирмы.
В 1929 году на единственной фабрике в Ивреа было занято менее 700 рабочих и служащих. К 1950-м годам Olivetti стала мировым лидером в области офисной техники. Его фабрика выросла до глобального предприятия в 24 000 сотрудников с 17 зарубежными филиалами.
Свою философию и мировоззрение Оливетти сформулировал так:
«Фабрика не может ориентироваться только на показатель прибыли. Она должна развивать богатство, культуру, сервис, демократичность. Я думаю, что фабрика должна быть для человека, а не человек для фабрики, не правда ли?
Необходимо преодолеть это разделение между капиталом и трудом человека, промышленностью и сельским хозяйством, производством и культурой. Иногда, работая допоздна, я вижу свет из окон рабочих, которые трудятся во вторую смену: служащих, инженеров, и мне хочется пойти, поприветствовать, поблагодарить их от всего сердца.
Мы уже используем повсюду наше секретное оружие: это книги, курсы о культуре, техническая поддержка в области сельского хозяйства. На фабрике постоянно организуются концерты, выставки, круглые столы. Наша библиотека насчитывает десятки тысяч томов книг и журналов со всего мира.
В Olivetti работают интеллектуалы, писатели, артисты, некоторые из них занимают высокие посты. Культура здесь очень важна».
Книги Адриано Оливетти:
- Общество, государство, коммунита
- Политическое строение коммуниты
- Демократия без политических партий
- Статьи в журнале «Коммунита
«Культура первенства ума – это радость для богатого человека, но прежде всего – гарантия рациональной функциональности бизнеса. Предприниматель высокого уровня страстно стремится к первенству ума во всех аспектах и ему нравится оттачивать свой ум как произведение искусства и творчества своего богатства, потому что ему удается создать живой организм, развивающий также цивилизацию других людей. Это своего рода предприниматель-патриарх духа».
Из книги А. Менегетти «Искусство, сновидение, общество»
Другие статьи по теме:
- Конрад Хилтон: мечта о великом
- Кто создал Макдоналдс?
- Зино Давидофф. Жизнь, наполненная красотой
- Баухаус: истоки современного дизайна
Рубрика «Предпринимательство»
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.