Пико делла Мирандола — автор «Речи о достоинстве человека», которая стала гимном ренессансного гуманизма.
Человек, и в этом его отличие от других существ, способен сам создавать себя. В этом его величие, но также и главный экзистенциальный вызов.
В «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола писал:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.
Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю.
Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.
Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды».
Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola, 1463-1494), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи. Овладел множеством языков, в том числе древнееврейский и арабский, изучал в оригинале Ветхий Завет, Коран, каббалу и др.
Опубликовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, стремясь к всеобщему «примирению философов». Он пытался показать, что все знания являются проявлениями единой истины. Вступлением к Тезисам и стала «Речь о достоинстве человека».
Библиография на русском языке:
- О Сущем и Едином
- Девятьсот тезисов. Тезисы 1-400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян
- Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени
Из книги А. Менегетти «От Гуманизма исторического к Гуманизму вечному»
«Пико делла Мирандола утверждал, что следует изучать все религии и философии, поскольку мы, как люди, являемся частью единой природы, и в каждой из этих религий и философий можно находить и развивать общие истины.
Согласно его идеям, не существует противостоящих религий: если хорошо изучить их, станет ясно, что они базируются на общих универсальных принципах. И это правда: когда я читаю Будду, Конфуция, Магомета, Христа, моя рациональная компетентность позволяет мне видеть, что они говорят об одном и том же.
Поэтому когда мы учимся познавать и понимать с помощью разных кодов, интуиция выражается в соответствии с разными историческими возможностями момента, но высшая суть при этом едина: возлюби то, чем ты есть, и отсюда научишься любить и действовать также для других. Ты есть то, что ищешь».
Неистребимо стремление к самореализации
«… человек есть существо способное к совершенствованию: он не только сотворен особым образом, но впоследствии, выбирая верный путь, он может расти и совершенствоваться. В онтопсихологии это называется «историческим аутоктизом»: онто Ин-се тоже может постоянно совершенствоваться, приобретать все большую и уточненную функциональность.
Наш разум, душа может совершенствоваться, если мы совершаем действия, способствующие самовозрождению нашей идентичности, что затем выражается в активности, социальности, свободе для себя и для других.
Человек постоянно сталкивается с препятствиями, которые ставят перед ним мир, природа и он сам (кстати, именно последние являются основными), но в человеке должно быть неистребимо стремление к самореализации».
А. Менегетти «От Гуманизма исторического к Гуманизму вечному».
Другие статьи по теме:
- Законы Ликурга или почему философы восхищались Спартой
- Философия Аристиппа: искусство вести свою игру
- Альберти — самый универсальный гений Возрождения
Все статьи рубрики «Философия гуманизма»
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.