«Роллербол». Киноклуб

Фильм «Роллербол» (1975)
2018 год. Общество будущего. Кадр из фильма «Роллербол» (1975)

Как человеку сохранить вкус к развитию, когда цивилизация удовлетворяет все его биологические потребности и обеспечивает безопасность и предсказуемость, а счет за эти блага включает отказ от части личных свобод?

Не слишком ли дорогим оказывается комфорт и безопасность, особенно для молодежи?

Цивилизация стремится создать все более благоприятные условия для жизни человека, чтобы всем людям жилось лучше. Но не порождает ли это другую крайность — личность, оказываясь в тепличных условиях, теряет стимул к развитию, не обучается преодолевать трудности, а в итоге оказывается неспособной реализовать себя во взрослой жизни.

Фильм режиссера Нормана Джуисона «Роллербол» был снят в 1975 году и представленная там картинка 2018 года не слишком впечатляет. Однако, вопрос о месте и роли личности в мире не только не утратил свою актуальность, но наоборот, стал куда более значимым.

В картине представлено утопическое будущее, где нет ни государств, ни корпораций, их заменила одна глобальная организация, которая и управляет всем и вся. Этой мегакорпорации удалось обеспечить мир, всеобщий комфорт и достаток. Но люди почему-то не выглядят счастливее, скорее наоборот.

Фильм "Роллербол" (1975)

И можно задаться еще одним вопросом: почему в мире где нет войн и конфликтов, жестокий спорт роллербол, который мало чем отличается от гладиаторских боев прошлого, стал наиболее популярен?


«[…] общество благосостояния испытывает недостаток напряжения; получается так, что современному человеку в сравнении с прежними временами недостает нужды и напряжения, так что он в конце концов разучился выносить и то, и другое. Но именно в этой ситуации человек начинает искусственно создавать напряжение, которое задолжало ему общество; […] В обществе излишеств он начинает создавать, так сказать, «островки аскетизма», — именно в этом я вижу функцию спорта: он является современным, светским аскетизмом».
В. Франкл «Психотерапия на практике».


Главный герой картины Джонатан И. — лучший игрок и капитан самой сильной команды по роллерболу. Он знаменит и любим публикой. Но именно его достижения и раздражают руководство мегакорпорации, которая стремится не допускать «культа» личности.

Джонатану предлагают с почетом уйти из спорта по собственному желанию, дабы не провоцировать конфликта в обществе. В этом и заключается основная стратегия мегаорганизации — сглаживать противоречия, насаждать толерантность, избегать всего, что не соответствует норме, правилу. Так как это создает риск неопределенности, непредсказуемости, и ситуация может выйти из под контроля.

Роллербол служит цели социального контроля, он как клапан, позволяет публике стравливать излишек агрессии, наблюдая за борьбой спортсменов на арене.

Перед Джонатаном встает своего рода выбор Геракла: подчиниться и уйти из спорта, получив обеспеченную пенсию, полную мирских удовольствий, или предпочесть игру при возросших ставках, где есть риск гибели, но и возможность более высоких достижений, в первую очередь личностного плана.

Герой фильма идет по стопам героя прошлого, выбирая дорогу с испытаниями, которая открывает перед человеком возможности самоосуществиться на более высоком уровне, освободится от мнимых условностей.

Фильм «Роллербол» (1975)

Забивая финальный гол, оставшись единственным игроком на арене, Джонатан показывает своим примером, что человек способен сам выбрать и сыграть в свою игру, не перекладывая ответственность на внешние обстоятельства. Человек лидер, познавший и вкус победы, и горечь поражения, понимает, что все сокровища мира не стоят свободы жить в полную силу, реализуя в каждой ситуации себя на максимум возможного.

Синемалогию по фильму смотрите в книге А. Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия».


Фильм «Роллербол» (Rollerball), Великобритания, 1975 год.
Режиссер и продъюсер: Норман Джуисон.
Актеры: Джеймс Каан, Джон Хаусмен, Мод Эдамс, Джон Бек, Моузес Ганн.
Премии: Британская академия (1976 г. Лучшая работа художника), «Сатурн» (1976 г., лучший научно-фантастический фильм, лучший актер (Джеймс Каан), лучшая операторская работа).


Норман Фредерик Джуинсон, режиссер, продюсер и актер, родился в Торонто 1926 году, учился музыке, закончил канадский университет. Участвовал во второй мировой войне, служил во флоте. Начал карьеру в Лондоне на телеканале BBC, затем работал на телевиденье в Канаде и США. В 60-х годах делает успешную карьеру в Голливуде. Снял более 30 фильмов, среди которых: «Цинциннати Кид», «Афера Томаса Крауна» (1968), «Иисус Христос – Суперзвезда» (1973), «Чужие деньги», «Ураган».


Другие статьи по теме:

Рубрика «Киноклуб»

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*