Ценность свечи — в свете, который она излучает, когда горит. И чтобы воск весь превратился в свет, свеча должна догореть до конца.
Главный герой фильма «Баловень судьбы» Сэм Лион, достигнув социального первенства как успешный предприниматель, решает отойти от дел, уехать жить подальше от цивилизации на лоно природы, чтобы быть в одиночестве среди диких зверей.
Перед обществом он долг выполнил, создал рабочие места, его компания платит налоги, дети стали самостоятельными и обеспеченны отцом на всю жизнь.
И тем не менее, кажется абсурдным, что человек добившись успеха, имея богатый жизненный опыт, разгадав правила успешной игры в социуме, вместо того, чтобы начать новую партию, с еще более высокими ставками, отказывается от борьбы, обрекая на бездействие свой ум.
Мы видим хоть и уставшего, но сильного и здорового человека, который умеет решать вопросы — от изготовления фальшивых документов до вывода из кризиса компании, ввергнутой туда его детьми.
Да, поддерживать status quo в бизнесе ему уже не интересно, все уже пройдено, понято, деньги, социальный успех, материальные ценности в избытке, экзамены по всем этим предметам неоднократно и успешно сданы.
Главным героем фильма движет жажда свободы, желание выйти за границы существующей окружающей реальности, где трудно найти смыслы и ценности, оправдывающие существование на уровне ума.
Но это не значит, что существование бессмысленно. Человек может менять, созидать окружающую действительность. Сделать мир лучше можно не только подметая улицы, но и внося изменения в общественную «надстройку», не с помощью революций, а используя культурный код.
Этим целям могли бы служить проекты в области образования, университет или средство массовой информации, которые бы говорили не о том, как стать образцовым потребителем, а как быть строителем и архитектором успешной жизни.
Бегство главного героя на природу, это бегство от себя, в первую очередь. Не имея сил или желания забыть тягостные воспоминания: мать его бросила, первая жена погибла в молодости, и герой становится заложником памяти, живет прошлым, и поэтому не может увидеть будущего.
Новые проекты, новые вызовы, более сложные задачи способны были бы дать ему импульс для новой жизни, которая и в 50 лет может быть начата заново и прожита еще более творчески.
Фильм начинается цитатой поэта Альбера Коэна: «Каждый человек одинок, и всем наплевать на всех, и наша боль — необитаемый остров». Но это лишь точка зрения человека, не сумевшего разрешить свою экзистенциальную проблему. В ином случае эти слова следовало бы написать так: «Каждый человек одинок, но он часть безграничного и прекрасного мира, и его неумолимо влечет к другим людям, хотя порой и не просто их понять».
Фильм: «Баловень судьбы» (Itinéraire d’un enfant gâté), Франция, Германия, 1988 г.
Режиссер: Клод Лелуш (Мужчина и женщина, Железнодорожный роман, У каждого свое кино и др.)
Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Беатрис Аженен, Мари-Софи Л. и др.
Премии: Сезар, 1989 год (лучший актер, лучший саундтрек).
Клод Лелуш — начал снимать фильмы в 8 лет, когда отец подарил ему кинокамеру 8 мм. Первыми героями его фильмов были одноклассники. В 14 лет получил приз каннского кинофестиваля за лучший дебют с документальным фильмом.
Всемирную славу ему принес фильм «Мужчина и женщина» (1966), удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и двух «Оскаров».
Работает как независимый кинорежиссёр, снимая фильмы в собственной кинокомпании «Фильмы 13». Четырежды был женат. Вышедшая в 2003 году автобиография режиссера называлась «Баловень судьбы».
Синемалогию по фильму «Баловень судьбы» можно прочитать в книге А. Менегетти «Мужской стиль».
Другие статьи по теме:
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.