Надо непременно встряхивать себя физически …

Лев Тостой о здоровье

Ежедневно ранним утром в парке Ясной Поляны можно было видеть седобородового крепкого старика с молодыми глазами.

Живо вглядываясь из-под густых бровей крупным, уверенным шагом с палкой в руках он шел вглубь липовой аллеи. Это был Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.); в любое время года, и в погожий день, и в ненастье совершавший свою излюбленную утреннюю прогулку.

Каждое утро, встав с постели, Лев Николаевич занимался гимнастикой и на прогулку выходил уже совсем бодрый. Великий писатель считал физические упражнения обязательными для каждого человека. Следуя им же установленному четкому режиму, он до последних дней жизни сохранял удивительную бодрость, поражая современников умением очень много и плодотворно работать.


Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.


Правила для ума

Еще в девятнадцать лет Толстой разработал для себя правила умственного труда:

  • Что нужно непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что;
  • Что исполняешь, исполняй хорошо;
  • Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;
  • Заставляй постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силой;
  • Читай и думай всегда громко;
  • Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают; сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это.

Четыре упряжки

Свой день Толстой делил на четыре части, называя их «мои четыре упряжки». Первые три приходились на утреннее время, а день Толстого начинался рано, не позднее 5 часов утра.

Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Ее сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Толстой говорил, что верховая езда поддерживала его здоровье и снимала напряжение умственных занятий.

Писатель был убежден, что труд — самая важная нравственная обязанность каждого человека. В течение двадцати зим, которые он жил в московских Хамовниках, Толстой сам убирал свои комнаты.

В доме стояла спиртовка, на которой Лев Николаевич варил себе ячменный кофе, иногда — овсяную кашу — неизменный завтрак после прогулки. Затем пилил и колол дрова, раскладывая их около печей, привозил воду на день. Полезный физический труд сменялся трудом творческим.

Третья часть утра была посвящена умственной работе. Толстой писал.

Четвертая, не менее важная часть дня — общение с людьми. В Хамовники, в Ясную Поляну, в дома друзей, где гостил Лев Николаевич, к вечеру приходили люди.

Пахарь. фрагмент картины И. Репина
Пахарь. фрагмент картины И. Репина

Пользу физического труда и его абсолютную необходимость Толстой подчеркивал не раз, настойчиво:

«Для меня ежедневное движение телесной работы необходимо, как воздух. При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».

Контакт с землей

Нужно уметь обрабатывать землю, входить с ней в контакт, засевать, прикасаться, потому что земля задает нам, прежде всего, первую форму педагогики.

Уметь возделывать землю означает практично управлять своим душевным состоянием. В момент всеохватного и интерактивного контакта с землей человек становится разумным управленцем своей человеческой природы. Богатой землей он может наслаждаться, а бедную – создавать.

Нельзя только возводить землю в ранг сакрального, ее нужно использовать и проживать. Если земля скупа, человек может изменить ее в соответствии со своей функциональностью. Так, гектар земли способен прокормить целую общину.

Человек, обрабатывая землю руками, больше осознает себя через телесный контакт с вещами, которые он умеет создавать. Земля дарует возможность войти внутрь собственного тела и управлять им с чувством благодати. Через эффективное действие человек отражает себя, с максимальной выгодой продвигаясь к развитию. Естественно, имеется в виду действие как утилитаристская функция, потому что в любом деле должна быть цель.

Я ясно утверждаю, что человек, который умеет обрабатывать землю, с усердием входит в малейшие детали, будет Прометеем, эффективным строителем собственной жизни. Я сам, являясь формой разума, осуществляю свое возрождение через контакт с землей, выстраиваю себя в постоянном симбиозе с движением земли, через конкретные действия руками укрепляю свою специфику.

А. Менегетти, из книги «Живая кухня».

Другие статьи по теме:

Рубрика «Здоровье».
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий