Фильм «Сфера»: о дивный новый мир

sphera

Демократия сегодня главная социальная идея. Не только в смысле власти, но и в смысле равенства как основы справедливости.

Как гарантировать это равенство? К примеру, посредством глобального надзора, всеобщей «прозрачности» при помощи передовых интернет-технологий и миллионов видеокамер по всей планете. Такой мир показывает фильм «Сфера» (реж. Д. Понсольдт, 2017, США), недооцененный критиками и зрителями. Возможно, большинству не понравилось смотреть в зеркало.

Если в прошлом под маской Большого Брата скрывалось государство, его силовые системы, то теперь мы видим что сами люди, объединенные интернетом и наделенные властью интернет-технологий готовы и жаждут все контролировать, следить за всем и всеми.

Для антиглобалистов фильм станет хорошей мишенью, чтобы вновь поставить вопрос о свободе личности. Однако, мы видим в кино, и в жизни, что большая часть молодежи верит в прогресс технологий, в то, что мир таким образом можно сделать справедливей и лучше.

И в силу принципа демократии это значит, что «сфера» не только будет развиваться, но и обретет силу закона. И всем придется с этим считаться.

«Сфера» названа фантастическим фильмом, но это не должно вводить в заблуждение. В мире нет единой «Сферы», но есть много маленьких «сфер», связанных друг с другом интернетом. Нет пока миллиона видео-камер на улицах, но уже есть миллионы камер на смартфонах и планшетах.

В фильме ни молодой человек, избегавший интернета, ни создатели «Сферы» не смогли сохранить свое privacy. Новый мир проникает всюду, все попадают под сферу в силу требований демократии.

Новый мир ставит новые вызовы. Необходимо понять эти правила. Невозможно укрыться ни в лесу, ни на море, ни дома, ни за секретными аккаунтами. Всем предстоит вести игру в условиях внешней «прозрачности».

Кто и как будет управлять «Сферой»? Какие законы появятся? Сможет ли человек использовать с выгодой для себя систему? И каким станет общество в результате сферизации?

Фильм не дает ответов на эти вопросы. Для каждого человека ответы будут разными. Рекомендуем прочитать или перечитать книгу Антонио Менегетти «Система и личность», где автор предсказывал подобное и предлагает гуманистический подход к решению этой проблематики.

Менегетти Система и личность

Из главы «Общество и молодежь» книги «Система и личность»

Жизнеспособный молодой человек прежде всего должен знать, что его все любят, все ищут и нуждаются в нем исключительно потому, что хотят воспользоваться его потенциалом ради своих целей.

Взрослый ищет его для того, чтобы сделать слугой своей власти, а не для того, чтобы помочь ему построить лучшее будущее. Молодой человек нужен любому взрослому для решительного укрепления системы, печатью которой он уже отмечен. Под взрослым я понимаю социальный истеблишмент, систему в малом и большом — от семейного круга до объединения наций.

В этой ситуации молодой человек должен притвориться, что приспосабливается к системе, изучая ее, пока не получит в свои руки власть и возможность регулировать ее в соответствии со своим творческим измерением. Но вначале он должен быть терпелив, должен браться за ту работу, которая дает в настоящем наибольшие преимущества для экономического выживания, даже если она и не отвечает его высшим устремлениям.

Если молодой человек не приемлет такую переходную ситуацию, у него может пропасть интерес к жизни. Часто молодой человек не хочет жить, занимаясь самокопанием, отыскивая в себе всевозможные изъяны, или же, отдавая себе отчет в этом антагонизме, опускается до нападок на систему, вместо того чтобы изучить ее, впитать ее силу и затем изменить.

Единственное эффективное и ведущее к победе решение состоит в притворном приспособлении к системе при одновременном и постоянном самосозидании, обучении, непрерывном движении вперед.

Рано или поздно молодые люди займут свое место у кормила власти, однако они должны согласиться с тем, что существуют определенные стадии, через которые надо пройти, чтобы достичь соответствия этой роли.

Общество логично или импульсивно?

Ответ на данный вопрос следующий: необходимо констатировать, что здравым смыслом становится то, что доминирующее мнение обозначает как единственную силу, то есть фактически все мы подчиняемся здравому смыслу силы, а не силе здравого смысла.

Благодаря своей силе одно мнение достигает первенства над другими, узаконивает свой принцип, который становится законом, то есть связывает.

К сожалению, необходимо констатировать, что именно сила массы обеспечивает превалирование власти определенной информации и предоставляет возможность накладывать обязательства на всех остальных.

Ум выбирает массу или масса выбирает ум?

Не важно, насколько это правильно, но факт насилия влияет на исторический детерминизм. Таким образом, необходимо быть очень внимательными и ответственными, обращать внимание прежде всего на то, что не является по праву приоритетным в определенном историческом детерминизме. Если субъект прав, это совсем не значит, что он будет признан.

Необходимо обладать технической изворотливостью, учитывая давление и значение того факта, что мнение других людей, составляющих массу, может в любой момент аннулировать истинное.

Совсем необязательно, что человечество пойдет по пути прогрессивного развития. Это лишь возможность …
Из книги Антонио Менегетти «Система и личность».

О том как онтопсихология дает ключ к прочтению кино см. в книге Менегетти А. Синемалогия. Онтопсихологический подход (книга на Озон).

Другие статьи по теме:

Вся рубрика «Новый мир».

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий