Человек, роботы, глобализация … Готовы ли мы к будущему?

Человек, роботы, педагогика

Терминалы по продаже билетов, банкоматы, кассы самообслуживания в супермаркетах, вендинговые автоматы, автоинформаторы, роботы-пылесосы — это уже не картинки из фантастических фильмов …

Роботы все шире осваивают человеческие специальности, заменяя в первую очередь простой и низкоквалифицированный труд, постепенно вытесняя людей.

Готовы ли мы к этому? Учитывают ли этот тренд современная педагогика и образовательные институты?

До чего дошел прогресс …

Известный футуролог Рэймонд Курцвейл полагает, что к 2029 году, уже через 13 лет, компьютеры смогут делать все, что сегодня умеет человек.

Экономисты из Оксфорда Карл Бенедикт Фрей (Carl Benedikt Frey) и Майкл Осборн (Michael Osborne) еще в 2013 году провели исследования и пришли к выводу, что из 702 профессий практически половина попадает в категорию риска «потенциальной автоматизации», то есть их смогут выполнять роботы. И научатся они этому, по прогнозу, в течение 20 лет.

В свою очередь исследование компании Deloitte в Великобритании предсказывает, что рабочие места с зарплатой менее 30 тыс. фунтов в год в пять раз более подвержены риску автоматизации, чем те, на которых получают более 100 тыс. фунтов.

  • Высокорискованные рабочие места – это офисные и административные должности, сфера продаж и услуг, транспорт, строительство и добыча сырья.
  • Низкорискованные – должности в сфере управления, финансовых услуг, информационных технологий, проектирования и науки, образования, юридических услуг, искусства и СМИ, а также в сфере здравоохранения.

Резюмируя, можно сказать, за человеком останутся те профессии, где работа не носит стереотипный характер, где требуется принимать неочевидные, ответственные решения, мыслить и действовать, используя творческий подход.

Вызовы для образования

Сегодня много говорят об образовании, о реформах, для всех очевидно, что именно этот институт определяет будущее человека и общества. Однако, в качестве панацеи предлагается лишь обновление предметных знаний, в основном, узко-специального характера, а также все более широкое внедрение новых технологий в обучающий процесс.

Основной акцент делается на изучении технологий, программ, на том «как делать». Из рассмотрения выпадает вопрос «кто делает?», то есть человеческий аспект.


Альберт Эйнштейн говорил: «Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, при котором они появились».


Слово мышление здесь ключевое. Человек способен выбирать способ мышления, способен к интуитивному познанию, может творчески подходить к решениям задач, что и отличает homo sapience от других видов.

Однако, все эти человеческие способности остаются «за рамками» образовательных «реформ». Даже гуманитарные дисциплины все более технологизируются, оцифровываются, упуская из вида или даже игнорируя живого человека как субъекта любых отношений.

Парадокс в том, что такое обновление и технологизация образования лишь усугубляют проблему. Чем больше человек опирается на внешние технологии и узкоспециальные знания, а не на собственный разум, тем в большей степени он походит на робота, становится винтиком, придатком технологии и интернет, и тем проще «автоматизировать» его функцию.

Онтопсихологическая педагогика А. Менегетти

С опорой на разум

Гуманистический, ориентированный на человека образовательный подход, ориентированный на формирование личности, на развитии человеческих качеств: ума, воли, креативности, ответственности предлагает онтопсихологическая школа. Недавно эти вопросы обсуждались и на конгрессе «Новая педагогика для общества будущего: ответственный протагонизм», который прошел в Бразилии (Подробнее здесь).


«Научить человека понимать и творить самого себя: воспитывать себя как лидера в этом мире, развивать способность и умение побеждать», — так коротко и емко определил цель новой педагогики Антонио Менегетти.


Человек может использовать любые предметные знания и технологии и функционально их применять в собственных и общественных интересах, только если он будет сам собой.

Известный психолог Карл Роджерс писал: «того, чем я являюсь, достаточно, если мне только удастся этим быть». «Этим быть» означает соответствовать своему природному проекту, онто Ин-се (термин онтопсихологии).

«Если, определив онто Ин-се человека, удастся применить педагогику, которая позволит развиться природному проекту, то результатом будет человек, прежде всего, здоровый, в дальнейшем способный к реализации собственного существования креативным образом».
Антонио Менегетти.

Соответствие своему природному проекту обеспечивает человеку точность восприятия реальности, интуитивность, точность ума, креативность. Еще древние говорили: сначала познай самого себя.

Что означает: человек знает себя? Он знает причинно-следственную связь, прочитывает предпосылки и умеет предвидеть результат. Он знает движение, векторность проекта, дела, ситуации, а обратимость фактов подтверждает то, что человек знает себя. И до тех пор, пока человек не приобретет знание, которое совпадает с его природой, с реальностью вещей, он останется чуждым для себя.

«Открытия, сделанные онтопсихологической школой, позволяют сегодня вывести на научный уровень интуитивное знание, которым всегда было наделено человечество на уровне глубинного мира человеческой души. Онтопсихология открыла ключ к этой естественной метафизике, которая есть в каждом человеке, и очень важно уметь выделять его, приводить к рациональному пониманию с помощью научного процесса». А. Менегетти.

Возможно, настал момент, когда онтопсихологическая дидактика должна изучаться вместе с другими дисциплинами, пришло время интегрировать онтопсихологическое видение со всеми другими компетенциями. Чтобы вернуть человеку его человеческое измерение, то измерение, где он хозяин и любой вещи и сам себе.

Концепция онтопсихологической педагогики подробно изложена в одноименной книге Антонио Менегетти.

P.S.

27 июня 2016 года в Китае была представлена девушка-дроид Джиа Джиа. Многие посетители выставки были шокированы ее фотографическим человекоподобием. Робот способен говорить, передвигаться, повторять человеческую мимику…

Девушка-дроид Джиа Джиа.
Девушка-дроид Джиа Джиа. Внешне роботы почти уже не отличимы от человека, останутся ли другие существенные отличия зависит только от нас …

 

Другие статьи по теме:
Фильм «Сфера»: о дивный новый мир

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*