«Шоу Трумана». Киноклуб

Шоу Трумана

Можно ли убежать от современного мира? От достижений технического прогресса, общественных институтов, морали, законов, экономики, прочих благ цивилизации, окружающей нас.

А если можно, то как реализовать себя, свои таланты, способности вне общества, без других людей?

Фильм «Шоу Трумана» показывает реалити-шоу, главный герой которого Труман Бербенк (true man = настоящий, реальный человек) не знает, что он с рождения живет в искусственном городе, напичканным телекамерами и жителями-актерами, которые делают вид, что все это и есть реальный мир.

В течение тридцати лет Труман ведет образцово-показательную жизнь представителя среднего класса, у него есть работа, дом, семья и друзья. Все устроено, предсказуемо, прекрасно как на картинке в глянцевом журнале, но героя фильма почему-то не слишком радует такая красота.

Что-то подталкивает Трумана пристальней посмотреть по сторонам и вдруг он обнаруживает, что все его окружение не настоящее, а лишь бутафория и обман. Герой фильма решает вырваться из этой виртуальной клетки, попасть в реальный мир, где как он думает только и можно пережить подлинные чувства, познать любовь и дружбу, и стать счастливым.

О чем эта киноистория? О праве человека на частную жизнь, которое стало довольно условным в современном мире, благодаря власти СМИ, техническому прогрессу, вопросам безопасности и многим другим. Или ценность в свободе, но не как внешней норме закона, а как способности человека быть хозяином самому себе?

Шоу Трумана

Кто виноват? Создатель и режиссер шоу, умело дергающий за ниточки и управляющий этим виртуальным городом, чтобы вызвать сильные эмоции у зрителя и заработать рейтинг и прибыль? Или ответственность лежит и на каждом зрителе, который голосует за такое шоу своим вниманием и рублем?

Это ловкий ход обвинять телевидение, режиссера, корпорации, систему. Этот прием неизменно срабатывает, хоть он и не нов. Нет и риска — ведь невозможно запретить телевидение или телешоу в демократическом обществе, тем более если он еще и приносит большую прибыль.

Автор фильм назначил виновных, зрители выплеснули свои эмоции — волки сыты и овцы целы, но система не меняется и все продолжает происходить тем же путем. Остается лишь вопрос об ответственности самого главного героя. Что он делает в этой истории? Как он пытается стать счастливым? Вкалывает на работе, занят карьерой, ищет свое предназначение в этом мире или просто плывет по течению как типичный офисный планктон?

Если не нравится работа, если у героя другое призвание, то он должен был бы пробовать разные варианты. Труман же лишь мечтает уехать, надеясь, что счастье зависит от места.

Каждый день на нас выплескивают нескончаемый поток информации: СМИ, кино, интернет, телешоу втолковывают свои «истины». Ученые и философы заговорили о мемах, семулякрах, об искусственной реальности, которая и формирует современное общество потребления.


Онтопсихология и меметика

Мем и меметика
Мем — элементарная единица информации, культуры. Особенность мема — способность размножаться и распространяться среди людей. Меметика — наука, предметом изучения которой являются феномены живущих идей или мемов, а также политических идей, моды, рекламы и многого другого с привлечением знаний биологии и психологии. См. Менегетти А. «Онтопсихология и меметика».


Например, в чем секрет долголетия известного реалити-шоу «Дом-2», которое уже более десяти лет не сходит с ТВ. На первый взгляд это лишь развлечение для молодежи, с интригами, скандалами, со всеми атрибутами, которые провоцируют спрос и интерес.

Однако, за развлечением скрывается и нечто более серьезное. Слоган «Дома-2»: «Построй свою любовь» апеллирует к любви, к высшей ценности, но на деле это реклама семьи. Молодым людям предлагается мостик, дорожка от секса к серьезным отношениям, к браку, к рождению и воспитанию детей.

Цель этого телешоу сформировать семейные ценности, вернуть молодежь к традиции, в том числе и для решения проблемы демографии, так как от этого зависит будущее страны.

Таков сегодня реальный мир. Люди ведут себя как актеры, дежурно улыбаются, говорят шаблонный фразы, редко бывают искренними, играют те или иные роли, а потом компенсируют искусственность своего существования, тем, что дает телевизор и интернет.

Шоу Трумана

Куда бежит мистер Труман? Строить свою любовь и искать счастье? Или он бежит не куда, а откуда? Но можно ли убежать от себя? Или для счастья требуется большее — стать автономной, самостоятельной личностью, заработать свою свободу и подлинность бытия.

Синемалогию по фильму смотрите в книге А. Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия».


Фильм «Шоу Трумана» (The Truman Show), США, 1998 г.
Режиссер: Питер Уир («Общество мертвых поэтов», «Галлиполи», «Хозяин морей: На краю Земли», «Пикник у Висячей скалы» и др.)
Актеры: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерик, Наташа МакЭлхоун, Эд Харрис и др.
Премии: Золотой глобус (1999 г.), Британская академия (1999 г.), Европейская киноакадемия (1998 г.)
Кассовые сборы $364 млн.


Питер Уир

Питер Уир
Питер Уир

Австралийский режиссер, лидер австралийской новой волны. О молодом режиссере заговорили после его загадочных фильмов «Пикник у висячей скалы» (1975) и «Последняя волна» (1977), которые критики характеризовали как нечто мистическое, запредельное, непознаваемое.

Сам режиссер признавался, что исследовал в своих ранних работах сновидения и грезы, а позже так объяснял свое творчество: «Меня завораживают люди в изолированных условиях… долгие путешествия на кораблях, и комнаты ожидания, и лифты… безотказно захватывают меня, потому что тут люди открывают… всё то о чём не говорят вслух. Даже не столько во взаимоотношениях, сколько в подсознании».


Другие статьи по теме:

Рубрика «Киноклуб»

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий