Яков Брюс: и числом, и умением

Яков Брюс, портрет
Яков Брюс (1670-1735 гг.)

Эпоха Петра I стала ярким свидетельством роли личности в истории. За какие-то два-три десятилетия Россия получила мощнейший импульс развития, который двигал ее вперед еще как минимум пару веков.


Но вряд ли Петру I удалось бы осуществить столь масштабные реформы будь он один, не собери он вокруг себя столь же талантливых сподвижников.

Одним из них был Яков Брюс, потомок шотландских аристократов, один из самых образованных людей своего времени, ученый энциклопедист, военный, создавший новую артиллерию и заложивший основы образования и науки в России.

Окно в Европу

Ништадский мир, карта
Карта изменения границ по Ништадтскому миру: жёлтым цветом обозначена Швеция до войны, тёмно-зелёным — Россия, заштрихованы земли, отошедшие от Швеции к России по условиям договора

Формально именно Яков Брюс «прорубил окно в Европу». Он вел переговоры и за его подписью был заключен Ништадтский мирный договор со Швецией, по которому Россия получила выход к Балтийскому морю. К России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и ряд других территорий. Победа в Северной войне ввела Россию в круг самых влиятельных европейских держав, а Петр I стал первым императором всероссийским.

Сегодня имя Якова Брюса больше известно по легендам, нередко мистического характера. Дескать был он и чернокнижником, создавал летающих железных драконов, мог оживлять людей и так далее…

Эти легенды и слухи рождались в тогда еще отсталой России в силу всеобщего невежества, которое Петр I и пытался победить. Именно невежество имело следствием военные поражения России, ее бедность и отсталость на рубеже XVIII века.

Сподвижники Петра I, как и сам царь, были зело любознательны. Не получив хорошего образования по европейским меркам в детстве, в России не было учителей, наверстывали упущенное во взрослом возрасте, по книгам и на практике, самостоятельно.

Скульптура Мир и Победа, Ништадский мир, летний сад
Скульптура Мир и Победа, Ништадский мир, Летний сад

Ради этого было организовано и Великое посольство в Европу в 1697―1698 годах, где Петр I изучал корабельное дело, а Яков Брюс ― астрономию, математику, физику, вероятно брал уроки у одного из учеников Ньютона. Не Ленин с его «учиться, учиться и еще раз учиться», а Петр I ввел образование в основу государственной политики.

Железный дракон

В Москве «птенцы гнезда Петрова» часто собирались на Сухаревской башне, где Яков Брюс создал одну из первых в России астрономических обсерваторий. Обыватели видя, что ночью на башне мерцает свет, придумывали разного рода легенды под стать своему невежеству. Одна из них гласила, что Брюс создал железного дракона и ночью выпускает его полетать. Или что у него есть волшебная книга, которая позволяет проникать в любую тайну.

Правда же в том, что у Якова Брюса была возможно самая большая научная библиотека того времени, включавшая почти тысячу томов, где были книги по математике, физике, астрономии, медицине и другим наукам на 14 языках.

Брюс владел несколькими языками ― английским и немецким в совершенстве, и по заказу Петра I переводил книги на русский язык. Им была написана первая русская геометрия, переведены десятки других книг, которые открывали россиянам доступ к научным знаниям того времени — от учения Коперника до инженерных дисциплин.

Сухаревская башня (литография).
Сухаревская башня (литография). Построена в 1692-1695 годах по проекту архитектора М.И. Чоглокова. Располагалась на пересечение улицы Сретенка и Садового кольца. Снесена в 1934 году.

Школы и артиллерия

Как Петр I, так и его соратники, были в первую очередь практиками. Науки нужны были, чтобы сделать страну богатой и сильной. И главным делом Брюса в петровской администрации была артиллерия. Он не только командовал пушкарями во всех крупных военных кампаниях того времени, но и сделал артиллерию самым передовым родом войск.

Брюс налаживает серийное промышленное производство артиллерийских орудий и ядер к ним, создает конную артиллерию и так далее. Артиллерия стала мобильной, скорострельной, и сыграла значительную роль в военных победах России того времени.

К 1720 году страна не только полностью обеспечила себя артиллерийским вооружением, хотя прежде импортировала и железо и пушки, но и начала поставлять оружие на экспорт.

Артиллерия как и другое детище Петра ― флот, требовали более квалифицированных кадров. Брюс стал инициатором создания школы математических и навигационных наук, которая в 1701 году разместилась в Сухаревской башне, а также артиллерийской и инженерной школы. Это были первые нецерковные учебные заведения.

К 1720 году среди офицеров было всего 8,4% неграмотных людей, при том что выходцы из дворян составляли лишь 62% офицерского корпуса. Военная служба стала главным образовательным институтом петровской России.


Know how
Брюс вводит «артиллерийскую шкалу Гартмана», что позволило стандартизировать типы орудий и ядер и существенно повысить качество производства. В результате, например, вес 12-фунтовой пушки уменьшился со 112 до 30 пудов (почти в 4 раза). За счет усовершенствования пороховой смеси и ряду других технических новшеств повысилась точность, скорострельность и дальность орудий.


Вероятно Брюс приложил руку и к созданию Академии Наук, многие политические реформы, как например, введение института коллегий (впоследствии министерств), а также Табель о рангах были реализованы с участием этого разностороннего человека. Он создал первую карту юга России, был инициатором нескольких экспедиций.

Считается, что один человек в поле не воин, что история результат развития неких абстрактных социальных, политических и экономических процессов. Однако, конкретные решения принимают конкретные люди. И эти конкретные люди и их дела как маленькие ручейки вливаются в общую реку. И чем стремительней один ручеек, тем полноводней становится и вся река, которая и определяет общий ландшафт истории.

Другие статьи по теме:

Все статьи метки «Личность»

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*