В конце прошлого года в прокат вышел уже пятый фильм о Терминаторе, в этом году ожидается премьера второго «Аватара». Автором обеих историй является режиссер и сценарист Джеймс Кэмерон, которому также принадлежит кинорекорд — два его фильма «Аватар» и «Титаник» собрали в прокате более $2 млрд каждый.
Как и Шекхар Капур Кэмерон не сразу стал режиссером. После школы он поступил на физический факультет Калифорнийского университета, но физика не стала делом его жизни, хотя и повлияла на увлечение технологиями и фантастикой.
В 1977 году выходит первый фильм «Звездных войн» и Кэмерон становится поклонником этой саги. Он пытается писать киносценарии, но чтобы заработать на жизнь вынужден работать дальнобойщиком.
Но если есть сильное желание, то случай рано или поздно представится. Один из школьных друзей предложил сделать фильм, который были готовы профинансировать дантисты-мормоны. От Джеймса требовалось написать сценарий. Он предложил снять фантастику типа «Звездных войны», но значительно дешевле. Инвесторам идея понравилась и они попросили сделать пилот.
Кэмерон бросил работу, вложил все свои сбережения и деньги друзей, всего около $20 тыс., в камеру, декорации, начал читать книги, сам смастерил операторскую тележку (dolly). Жена решила, что муж сошел с ума, и попыталась отправить его к психиатру. В итоге появился короткометражный фантастический фильм «Ксеногенезис», который понравился мастеру низкобюджетных фильмов Роджеру Корману, который пригласил Кэмерона на киностудию New World Pictures.
«Есть очень много талантливых людей, которые не смогли осуществить свои мечты, потому что слишком долго думали, были слишком осторожны, не решились шагнуть в неизвестность. Если вы будете ждать правильного момента, чтобы завести ребенка, вы умрете бездетным. С кино — то же самое». Д. Кэмерон
Сон в сценарий
Идеи фильмов «Терминатор» и «Аватар» появились благодаря снам. Во время лихорадки во сне Кэмерон увидел женщину, убегавшую от кошмарного существа, хромового скелета с красными светящимися глазами, выходящего из огня и изменяющего свою форму в зависимости от обстоятельств.
Режиссер написал сценарий, который понравился многим кинокомпаниям, но никто не хотел доверять ему картину из-за недостатка опыта. Тогда Кэмерон продал сценарий всего за $1 начинающему продюсеру Гэйл Энн Хёрд (своей будущей второй жене), но при условии, что режиссёром фильма будет именно он.
Получив скромный даже по меркам 1980-х годов бюджет в $4 млн Кэмерон создал фильм, который стал эталоном жанра. «Терминатор» собрал в мировом прокате более $100 млн и стал трамплином для карьеры Кэмерона и Арнольда Шварценеггера.
Голубая женщина
«В семидесятых, скорее, даже в 1975-м, мама однажды рассказала, что ей приснилась трехметровая голубая женщина, и я её тогда нарисовал, и потом долго еще вынашивал этот образ, думал, как она может выглядеть, и уже использовал эти наработки, когда придумывал для «Аватара» расу На’ви их планету», — вспоминал режиссер.
Как и первые фильмы саги «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Аватар» соединяет в себе многие архетипические образы. Это и классика научной фантастики сороковых и пятидесятых годов, и старомодные приключенческие романы для подростков – «Человек, который хотел быть королем» Редьярда Киплинга, «Лоуренс Аравийский», «Джон Картер с Марса». «В этой истории много узнаваемых архетипов: колонизация Америки и конфликт промышленно-милитаристской цивилизации с местным населением, тесно связанным с природой», — говорил Кэмерон.
Успех и бессознательное
«Успех приходит к фильму в той мере, в какой в последнем выражены динамические структуры, определяющие на бессознательном уровне состояние общества, — пишет Антонио Менегетти — Талантливый режиссер обладает природной интуицией, инстинктивным даром, позволяющим войти в комплексуальный пласт бессознательного, распознать сценарии, по которым живет определенное общество и которыми определяются его система, культура, эмоции. В частности, диалектика двух фундаментальных инстинктов человеческого существа – эротизма и агрессии – может проявляться в самых разных эмоциях, в сублимации, в психических смещениях. Режиссер видит эту реальность, пульсирует в одном ритме с ней в силу тематического отбора своих комплексов и выражает ее в форме, понятной другому сознанию. Режиссер – это бессознательный ум, который показывает и высказывает обществу то, что оно собой представляет».
Из книги Менегетти А. Синемалогия. Онтопсихологический подход.