Из истории китайской медицины. Хуанди Нейцзин

Китайская медицина Хуанди Нейцзин

Хуанди Нейцзин — одна из первых медицинских книг Китая (221-207 гг. до н.э), текст которых сохранился до наших дней. «Психика и тело проявляют свою жизнедеятельность одновременно, а не оторвано друг от друга».

Китайская медицина, полагала, что, если человек сможет вести правильный образ жизни и быть спокойным, то он будет иметь прекрасное физическое состояние, его глаза и уши станут чуткими, мышцы – гибкими, кости – крепкими.

Грусть выводит человека из строя, гнев – из равновесия.


«Успокой свои страсти, устрани свои ошибки и заблуждения, не задерживай то, что уходит, не отталкивая то, что приходит, тогда счастье возвратится само собой».


«Золотое правило» здоровья исходило из того, что в организме человека должна постоянно сохраняться «целительная гармония». Учение подчеркивало, что к сфере регулирования энергетического баланса организма относится управление эмоциями, сохранение спокойного уравновешенного настроения, оптимизм.

«Если сделать добрым и чистым сердце человека, удалить от него все сомнения, думы, несбыточные желания и злые намерения, то многие болезни пройдут сами собой», — говорили древневосточные медики.

Мораль и образ жизни

Не следует перегружать себя пищей, перенапрягать свой ум, следует установить для себя определенный режим, тогда сами собой приходят гармония и жизнь.

От соединения жизненной энергии Ци и тела формируется человек. Гармония человека зависит от того, насколько спокойствие и уравновешенность царят в его груди. Когда гнев переходит свою границу, его надо сдерживать. Следует ограничивать пять своих желаний, отбросить две опасные вещи: чрезмерное веселье и гнев.


«Лень и небрежность порождает несчастье, жестокость и зазнайство – ненависть, грусть и печаль – болезни. От болезней и тягот люди погибают».


Лучшим средством для сдерживания гнева является поэзия, для устранения печали – музыка, для ограничения веселья – ритуал, для соблюдения ритуала – почтительность, для соблюдения почтительности – спокойствие. Когда у человека внутреннее состояние спокойное, а внешний облик почтительный, к нему возвращается первоначальная природа и прочно обосновывается в нем.

Ли Шичжэнь — китайский врач и фармаколог
Ли Шичжэнь — китайский врач
и фармаколог XVI века.

Душа и тело

Человек должен иметь большую и открытую душу, широкую натуру, доброту и общительность, тогда он будет неизменно находиться в состоянии спокойствия.

Тот, кто способен отбросить бесчисленные мелочи, увидев выгоду – не поддаться соблазну, встретив опасность – не испугаться, быть свободолюбивым и гуманным, быть довольным своей жизнью – тот управляет своей жизненной энергией Ци.

На основании многочисленных наблюдений китайские древние медики признавали взаимосвязь между морфологическими и функциональными элементами человеческого организма: связь между сердцем и пульсом, между легкими и кожей, между печенью и желчным пузырем, почками и мочевым пузырем.

Человеческий организм является единым, сложно взаимосвязанным целым. Большое значение придавалось психическому состоянию человека.

Хуанди Нейцзин

Хуанди Нейцзин — одна из первых медицинских книг Китая (221-207 гг. до н.э), текст которой сохранился до наших дней. Состоит из 18 томов, написана в виде диалога между императором Хуанди и двумя его советниками Ци Бо и Лэй Гуном.

В книге последовательно изложены анатомия и физиология человека, патология, диагностика и терапия, принципы профилактики, ценные сведения по истории китайской медицины.

Когда император Китая чувствовал себя нездоровым, он тотчас призывал двух старших медиков «Врачебного приказа». Двух – для того, чтобы избежать ошибки в распознавании болезни. Призванные врачи, по всем правилам китайской медицины и придворного этикета, производили исследование пульса императора и ставили диагноз, выписывали рецепты.

Врач древности – это врач-философ. Он знал существование взаимного противостояния, взаимной зависимости и взаимной обусловленности между всеми явлениями природы. Он полагал, что человек – это космос в миниатюре, построенный по образу и подобию Вселенной, живущий и действующий под влиянием тех же самых сил и законов, которые господствуют в природе.

Самые ранние источники китайской медицинской литературы свидетельствуют о том, что музыка применялась с лечебной целью согласно принципам традиционной китайской медицины, учитывалась теория пяти первоэлементов и подбирался определенный тон для каждого органа. Музыкальная терапия чаще применялась в психиатрии и сочеталась с акупунктурой, точечным массажем и фитотерапией.

Лечение в китайской медицине рассчитано на повышение защитных сил организма. Большое значение придается строгой диете и частому купанию.

Пища, употребляемая китайцами, отличается от европейской. Она бывает обычной, мягкой, полужидкой и жидкой. Правильный образ жизни, в котором регулируются не только диета, но и поступки «как днем, так и в течение ночи», является основой здоровья.


«Психика и тело проявляют свою жизнедеятельность одновременно, а не оторвано друг от друга».


Правило – лучше предупреждать болезни, чем лечить больных, — принадлежит китайским врачам.

Современная концепция взаимодействия и единства психики и телесности рассматривается к примеру в книге «Психосоматика» А. Менегетти.

Другие статьи по теме:

Рубрика «Здоровье».
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*