Ли Куан Ю — человек, не боявшийся говорить и строить меритократию в Сингапуре. Он не принимал многих политических и социальных догм западной демократии, и не скрывал это.
При этом он дружил с западными главами государств и политиками. Успешно создавал благоприятные условия для развития своей маленькой страны.
Более 30 лет Ли Куан Ю занимал пост-премьер министра, воплощая собой пример сильного и авторитарного правителя, много сделавшего для экономического чуда Сингапура (см. Экономическое чудо Сингапура).
Сингапур стал одной из первых стран Азии, реализовавших экономические реформы. Многие другие лидеры приезжали учиться в Сингапур, перенимать опыт государственного строительства и привлечения инвестиций. Среди «учеников» Ли Куан Ю был и Дэн Сяопин — инициатор реформ в Китае.
Юго-Восточная Азия является сегодня заметным центром мировой экономики. Китай, Индия, Корея, Индонезия, Малайзия и другие страны стали ведущими производственными площадками глобальной экономики. Они накапливают богатства, повышается культурный и образовательный уровень этих народов.
И хотя в силу восточной традиции ведут себя они еще не слишком заметно, их влияние не стоит недооценивать.
Книга Ли Куан Ю «Мой взгляд на будущее мира» составлена из интервью и статей и посвящена «главным игрокам» азиатского региона. Оценки автора основаны не только на знании внутренней кухни международной политики, но и на умении прочитывать психологию народов.
Слово Ли Куан Ю
Каким будет мир в ближайшие 50 лет? Едва ли кто-то способен нарисовать точную картину будущего, но одно можно сказать наверняка: скорость изменений будет гораздо выше той, что мы видели в последние полвека.
Сингарпур должен принимать мир таким, каков он есть; наша страна слишком мала, чтобы изменить его. Но мы можем максимально расширить то пространство для маневров, которое оставляют нам в нашем регионе «главные игроки»…
О Китае
Если вы хотите понять Китай и предсказать, каким он будет через 20 лет, вам нужно понять его людей и общественный уклад. На протяжении 5000 лет китайцы считали, что залог внутренний и внешней безопасности страны — сильный центр. Слабый центр означает неразбериху и хаос. Сильный центр ведет к миру и процветанию. Так считает каждый китаец.
… в китайской культуре глубоко укоренен такой подход, когда верховенству права и институтов управления придается крайне мало значения … для них подписание договора — это начало долгой дружбы, поэтому время от времени вы можете проверять, не зарабатывает ли ваш друг слишком много и не нужно ли заставить его поделиться своими доходами.
У китайцев есть поговорка: «Горы высоки, а император далеко». На местах каждый начальник и чиновник — император. Китайцы жили так на протяжении тысячелетий.
Китайцы — превосходные строители и дизайнеры. Я не знаю, почему они так долго подавляли эти свои таланты в ущерб самим себе.
Дэн Сяопин считал мудрым решением «держатся в тени» (по китайски — «тао куан ян хэй»). Он был уверен, что до поры до времени Китай должен скрывать свои амбиции и прятать когти. Китайцы знают, что им нужно еще 30-40 лет, чтобы догнать остальной мир. Если они не станут бросать вызов ведущим мировым державам и будут водить дружбу со всеми, это даст им время и возможность решить свои внутренние проблемы и продолжить курс на стабильный экономический рост.
В то время как между США и Китаем разыгрывается борьба за доминирование в тихоокеанском регионе, другим, не столь крупным азиатским странам не остается ничего другого, как приспосабливаться. Как хорошо сказал древнегреческий историк Фукидид: «Сильные поступают так, как хотят, а слабые страдают так как и должны».
Сегодня высокие руководящие посты в Китае все чаще занимают люди, получившие западное образование, не мало поездившие по миру и свободно владеющие английским языком. Их нельзя назвать коммунистами в строгом смысле этого слова — это прагматики, полные решимости построить богатую, технологически передовую, развитую страну.
Постепенно мир будет все больше убеждаться в том, что китайцы далеко не пассивны. Они очень активны в защите своих интересов и будут продолжать отстаивать их.
Китайцы знают, что они — самый сильный игрок в регионе, и по мере наращивания сил будут требовать все более уважительного отношения со стороны соседей.
О Японии
Самой серьезной проблемой, стоящей сегодня перед Японией, является демография. Население страны быстро стареет, рождаемость падает…
Цифры показывают, насколько серьезна ситуация. В результате снижения рождаемости количество людей трудоспособного возраста в расчете на одного пенсионера сократилось с 10 в 1950 году до 2,8 в последние годы. В конце концов нагрузка на молодежь может стать непосильной и молодые люди начнут покидать страну.
В прошлом японские женщины были довольны той ролью в семье и обществе, которая отводилась им японской культурой. Они сидели дома, рожали и растили детей, заботились о стариках, занимались домашним хозяйством. Но потом они стали путешествовать по миру и общаться с людьми из других культур. Они почувствовали вкус свободы, экономической независимости и их отношение резко и необратимо изменилось.
В течение одного-двух поколений японские женщины отказались от той роли, которую они играли в традиционном обществе. Они провели свои собственные расчеты и сочли, что «прежние условия» контракта их больше не устраивают. Они не хотят всецело посвящать себя семье и детям. Многие из них предпочитают оставаться одинокими. Другие выходят замуж, но не рожают детей. К сожалению, многие японские работодатели отказываются идти в ногу со временем.
О Северной Корее
Выживание Северной Корее в значительной степени зависит от Китая. Из-за своего способа управления экономикой северные корейцы периодически голодают, и Китай поставляет им продовольствие и оказывает другую помощь.
Не в интересах Китая позволить Южной Корее поглотить Северную. Если это случится, южнокорейские и американские войска окажутся на берегу реки Ялуцзян, что не отвечает национальным интересам Китая. Китайцы сделают все возможное, чтобы сохранить текущую ситуацию.
О Ближнем Востоке
На Ближнем Востоке никогда не выбирали правителей и не принимали решений путем голосования. В истории этого региона никогда не было демократических традиций. Когда английские и французские протектораты распались на отдельные государства, все они в конечном итоге пришли к единовластию — это произошло не случайно, а в силу глубоких культурных и социологических причин.
По всему Ближнему Востоку мы видим племенную или феодальную систему. В Саудовской Аравии вожди племен обязаны раз в год преподносить королю подарки.
В этих племенных государствах смена правящего режима может сопровождаться значительными перетасовками в политической системе — кто, что и как будет решать, но такие перестройки никогда не приводят к зарождению демократии, поскольку основной единицей государственного устройства остается не гражданин, а племя.
Арабское общество […] упорно продолжает держать женщин на вторых ролях. В этом обществе доминируют мужчины. Женщины не имеют равных с мужчинами возможностей образования и трудоустройства, что не позволяет этим странам в полной мере реализовать свой потенциал и встать на путь модернизации. Они продолжают сопротивляться этому всегда находя какие-то отговорки. Проблема переходит от поколения к поколению, поскольку необразованные женщины растят необразованных детей.
Присутствует и общая социальная нетерпимость по отношению к замужним женщинам, которые не сидят дома и не посвящают себя всецело заботам о семье.
Этот регион обладает непревзойденными по своему богатству природными ресурсами, однако многие его части прозябают в страшнейшей нищете и отсталости.
К сожалению, значительное сырьевое богатство имеет тенденцию порождать иждивенческую культуру. Правительствам этих стран предстоит колоссальная работа: мобилизовать народ и избавить его от деструктивного чувства уверенности в том, что мир будет кормить их всегда.
Об Индии
Индия никогда не была единой гомогенной страной. Эта концепция была придумана и претворена в жизнь англичанами. И, несмотря на все усилия англичан и индийских националистов, Индия как единая нация по прежнему остается больше мечтой, чем реальностью.
Раздробленность находит свое отражение и в политической системе. Центральное правительство в Дели не может приказать главным министрам, возглавляющим правительства штатов, делать то, что хочет центр. В Китае, если вы не будете следовать указаниям центра, то лишитесь своего места. Благодаря этому нация движется вперед как единое целое. Но в Индии из-за ее разнородности такая унитарная система попросту невозможна. Главные министры штатов выбираются путем народного голосования, и их пребывание в должности не зависит от центра.
В молодости я был влюблен в Индию, потому что там была демократия, а в Китае — автократия. Но, став старше, я понял две вещи.
Во-первых, демократия — не волшебное зелье. Это не панацея от всех бед для всех народов. Если бы в Китае была демократия он бы никогда не достиг того, чего достиг сегодня.
Во-вторых, во всех обществах, особенно в древних, имеющих многовековую историю, действуют определенные фундаментальные силы, которые не так-то легко изменить. Индия находится в тисках своей внутренней разнородности и исторически сложившейся кастовой системы.
Из книги Антонио Менегетти «Система и личность»
Сегодня проблема состоит не в противоречии между богатыми и бедными, но в психологическом расизме, который основывается на различии культурных архетипов: культурные архетипы конкретных географических мест, могут являться причинами войн, разногласий, противопоставляющих человека человеку, знание — человеку.
Идеология, в зависимости от того, где и как она формируется, лепит субъекта. Идеологии — это стереотипы, базовые принципы, на основе которых строится внутреннее и внешнее поведение каждой конкретной группы.
Расизм не зависит от биологической и географической принадлежности, но полностью формируется коллективными стереотипами, свойственными конкретной психологии, конкретной рациональности.
Стереотип — это функция, которая соответствует модели поведения. Поведение считается положительным в той мере, в которой оно соответствует определенной идее, определенному мировосприятию. Таким образом, определяется, что верно, а что ошибочно, что идет мне на пользу и что вредит.
Речь идет об убеждениях, идеях, символах, бесспорных понятиях, которые считаются ценностными.
Стереотипы — это основные принципы, выбранные и выделенные отдельными группами людей, которые ложатся в основу их лингвистики, поведения, веры, действий, становления, смерти.
Логические первопринципы, напротив, обладают формой превосходства и избегают традиций, обычаев определенного народа, потому что это ориентиры, устанавливающие функциональность того, что мы называем наукой и логикой, поэтому далее они становятся правдой или неправдой, функциональными или нефункциональными.
Аристотелевское представление о первопринципах может быть широко применено к тому, что обозначается как стереотип, который сам по себе нейтрален, однако почти всегда однороден в ракурсе индивидуальной психологии и психологии масс.
Каждая раса обладает своими первопринципами, которые устанавливают критерии отличий.
Путешествуя из одной страны в другую, точно так же как я перевожу стрелки часов, я меняю язык общения, манеру поведения, жесты. Существуют такие аспекты, не зная которых человек не сможет спокойно чувствовать себя в разных странах, не может рассчитывать на уважение и т.д.
Поэтому, например, в зависимости от того, в какой стране я нахожусь, происходят действительные изменения: тип шляпы, походка, способ задавать вопросы, вызывать такси, говорить, вести переговоры. Существует масса особенностей в тех основных принципах, которые есть в каждом государстве и которые действуют в одном государстве, но не действуют в другом.
И тот, кто способен легко адаптироваться и использовать эти нюансы, считается человеком компетентным и хорошо принимается в каждой стране.
Из главы «Опасность психологического расизма в эпоху глобализации» книги «Система и личность» Антонио Менегетти.
Другие статьи по теме:
- Сингапур ― истоки экономического чуда
- Лао-цзы «Дао Дэ Цзин». Книга о пути и силе
- Из истории китайской медицины. Хуанди Нейцзин
- Законы Ликурга или почему философы восхищались Спартой
Рубрика «Предпринимательство».
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.