«Подними красный фонарь». Киноклуб

кадр из фильма Подними красный фонарь

Фильм «Подними красный фонарь» рассказывает историю четырех женщин, происходящую в 20-х годов XX века в феодальном Китае. Особенности эпохи: полигамия, патриархальный уклад семейной жизни, соответствующие законы и правила.


Такие традиции в современном западном мире могут казаться дикими атавизмами. Однако они существуют во многих восточных странах, где их считают единственно верными.

Также у каждого зрителя при просмотре кино возникает своя точка зрения на происходящее. И дело не столько в кино, сколько в том, с чем человек соотносит увиденное, как интерпретирует полученную информацию.

Своя колокольня

На сайте kinopoisk.ru аннотация к фильму «Подними красный фонарь» звучит так: «Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции».

На другом сайте тот же фильм представлен так: «Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бы сказать об этом так прямолинейно и красочно».

Одна и та же история трактуется зрителями по разному. Один увидел тиранию, другой — отношения внутри женской группы. Разные точки зрения порождают разные выводы и следствия.

Заявляя о тирании зритель «назначает» ее причиной, обуславливающей весь ход картины. В такой логике героини фильма обретают ореол случайных и невинных жертв обстоятельств. Не повезло со временем, местом, традициями. Выбора нет, во всем виноваты внешние условия.

Единственный выход — это уповать на изменение системы. Сам человек рассматривается лишь как винтик, он подчинен провидению, игре внешних сил, обстоятельств.

Другая точка зрения в центр истории ставит группу женщин и отношения между ними. В этой логике героини фильма уже не винтики, а люди, способные определять свое поведение, а значит и отвечать за то, что в их группе происходит.

Тогда возникает вопрос, почему имея разум, и вероятно стремясь к лучшему, героини выбирают стратегию не объявленной войны по отношению друг к другу.

Никто не стремится получить власть ради реализации, свободы, конкретной пользы. Движущей силой является ненависть — желание унизить, подставить, сделать больно. Следствием этого становятся смерть, сумасшествие, проигрыш. Явно это не то, к чему стремиться стоит.

кадр из фильма Подними красный фонарь

Точка зрения и причинность

Откуда берется ненависть? Она же появляется не сама собою. Это реакция на то, как человек видит факты, других людей, обстоятельства. Если весь окружающий мир рассматривается как опасный и враждебный, то человек и реагирует соответствующим образом. Но и мир отвечает взаимностью. И вот война уже в самом разгаре. А спровоцировал ее сам человек, точнее его точка зрения.

Как мы оцениваем обстоятельства? Может ли это оценка быть обусловлена привычкой? Например, результатом воспитания, «детского опыта и переживаний». А человек уверен, что его взгляд единственно верный и объективный.

Выйти из этого «планетария» можно лишь изменив точку зрения: пересмотрев ценности, этику, испробовав иной способ поведения. Но для начала требуется признать само наличие проблемы. Кино и может помочь это сделать.

Когда в финале кинокартины одна героиня погибает, а другая теряет рассудок, то поневоле задумываешься, как перестать наступать на эти грабли. И виноваты наверно не грабли, а тот, кто на них наступает.


«Согласно логике здорового эгоизма, нет никакого смысла в том, чтобы человек со всем участием и страстью действовал во вред себе. […] Несмотря на то, что внешне четыре женщины вынуждены подчиняться определенной власти, рабство, в котором они живут, представляет собой лишь внутреннюю западню, но никак не социальную». (Антонио Менегетти, «Онтопсихологическая синемалогия»).


Режиссер Чжан Имоу

Чжан Имоу
Чжан Имоу

Чжан Имоу (род. 14 ноября 1951 (или 1950) г.) — китайский актёр, оператор, режиссёр, продюсер, сценарист. В юности, во времена культурной революции из-за деятельности отца был исключен из школы и отправлен «на перевоспитание» в сельскохозяйственную коммуну, затем работал на прядильной фабрике, где в свободное время исполнял обязанности художника-оформителя и фотографа.

В 27 лет поступил в Пекинский киноинститут и получил диплом оператора. В 1987 году в качестве режиссера снимает первый фильм «Красный гаолян» (Hong Gaoliang), который получил признание за рубежом (приз «Золотой медведь», Берлинский кинофестиваль) и в Китае. Снял 24 кинокартины.

О личной жизни режиссера известно не много. Одно время его связывали отношения с актрисой Гун Ли, которая снялась в восьми фильмах режиссера. Сейчас Чжан Имоу женат на танцовщице Чэнь Тин, от которой у него трое детей, в связи с чем он был вынужден выплатить штраф на сумму $1,2 млн за нарушение закона об ограничении рождаемости в Китае.

Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр в Пекине.


  • Фильм «Подними красный фонарь» (Зажги красный фонарь, Dahong Denglong Gaogao Gua)
  • Режиссер: Чжан Имоу (Герой, Цветы войны, Дом летающих кинжалов, Под ветвями боярышника)
  • Производство: Китай, Гонконг, Тайвань, 1991 г.
  • Слоган: «China, 1920. One master, four wives»
  • 
В ролях: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цуйфэнь Као, Цзину Ма, Ци Чжао, Линь Кун
  • Призы: «Серебряный лев» (Венецианский кинофестиваль, 1991 год), Лучший фильм на иностранном языке (Британская академия, 1993 год).

Другие статьи по теме:

Рубрика «Киноклуб»

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

 

Добавить комментарий