Фильм «Подними красный фонарь» рассказывает историю четырех женщин, происходящую в 20-х годов XX века в феодальном Китае. Особенности эпохи: полигамия, патриархальный уклад семейной жизни, соответствующие законы и правила.
Такие традиции в современном западном мире могут казаться дикими атавизмами. Однако они существуют во многих восточных странах, где их считают единственно верными.
Также у каждого зрителя при просмотре кино возникает своя точка зрения на происходящее. И дело не столько в кино, сколько в том, с чем человек соотносит увиденное, как интерпретирует полученную информацию.
Своя колокольня
На сайте kinopoisk.ru аннотация к фильму «Подними красный фонарь» звучит так: «Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции».
На другом сайте тот же фильм представлен так: «Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бы сказать об этом так прямолинейно и красочно».
Одна и та же история трактуется зрителями по разному. Один увидел тиранию, другой — отношения внутри женской группы. Разные точки зрения порождают разные выводы и следствия.
Заявляя о тирании зритель «назначает» ее причиной, обуславливающей весь ход картины. В такой логике героини фильма обретают ореол случайных и невинных жертв обстоятельств. Не повезло со временем, местом, традициями. Выбора нет, во всем виноваты внешние условия.
Единственный выход — это уповать на изменение системы. Сам человек рассматривается лишь как винтик, он подчинен провидению, игре внешних сил, обстоятельств.
Другая точка зрения в центр истории ставит группу женщин и отношения между ними. В этой логике героини фильма уже не винтики, а люди, способные определять свое поведение, а значит и отвечать за то, что в их группе происходит.
Тогда возникает вопрос, почему имея разум, и вероятно стремясь к лучшему, героини выбирают стратегию не объявленной войны по отношению друг к другу.
Никто не стремится получить власть ради реализации, свободы, конкретной пользы. Движущей силой является ненависть — желание унизить, подставить, сделать больно. Следствием этого становятся смерть, сумасшествие, проигрыш. Явно это не то, к чему стремиться стоит.
Точка зрения и причинность
Откуда берется ненависть? Она же появляется не сама собою. Это реакция на то, как человек видит факты, других людей, обстоятельства. Если весь окружающий мир рассматривается как опасный и враждебный, то человек и реагирует соответствующим образом. Но и мир отвечает взаимностью. И вот война уже в самом разгаре. А спровоцировал ее сам человек, точнее его точка зрения.
Как мы оцениваем обстоятельства? Может ли это оценка быть обусловлена привычкой? Например, результатом воспитания, «детского опыта и переживаний». А человек уверен, что его взгляд единственно верный и объективный.
Выйти из этого «планетария» можно лишь изменив точку зрения: пересмотрев ценности, этику, испробовав иной способ поведения. Но для начала требуется признать само наличие проблемы. Кино и может помочь это сделать.
Когда в финале кинокартины одна героиня погибает, а другая теряет рассудок, то поневоле задумываешься, как перестать наступать на эти грабли. И виноваты наверно не грабли, а тот, кто на них наступает.
«Согласно логике здорового эгоизма, нет никакого смысла в том, чтобы человек со всем участием и страстью действовал во вред себе. […] Несмотря на то, что внешне четыре женщины вынуждены подчиняться определенной власти, рабство, в котором они живут, представляет собой лишь внутреннюю западню, но никак не социальную». (Антонио Менегетти, «Онтопсихологическая синемалогия»).
Режиссер Чжан Имоу
Чжан Имоу (род. 14 ноября 1951 (или 1950) г.) — китайский актёр, оператор, режиссёр, продюсер, сценарист. В юности, во времена культурной революции из-за деятельности отца был исключен из школы и отправлен «на перевоспитание» в сельскохозяйственную коммуну, затем работал на прядильной фабрике, где в свободное время исполнял обязанности художника-оформителя и фотографа.
В 27 лет поступил в Пекинский киноинститут и получил диплом оператора. В 1987 году в качестве режиссера снимает первый фильм «Красный гаолян» (Hong Gaoliang), который получил признание за рубежом (приз «Золотой медведь», Берлинский кинофестиваль) и в Китае. Снял 24 кинокартины.
О личной жизни режиссера известно не много. Одно время его связывали отношения с актрисой Гун Ли, которая снялась в восьми фильмах режиссера. Сейчас Чжан Имоу женат на танцовщице Чэнь Тин, от которой у него трое детей, в связи с чем он был вынужден выплатить штраф на сумму $1,2 млн за нарушение закона об ограничении рождаемости в Китае.
Чжан Имоу был главным постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр в Пекине.
- Фильм «Подними красный фонарь» (Зажги красный фонарь, Dahong Denglong Gaogao Gua)
- Режиссер: Чжан Имоу (Герой, Цветы войны, Дом летающих кинжалов, Под ветвями боярышника)
- Производство: Китай, Гонконг, Тайвань, 1991 г.
- Слоган: «China, 1920. One master, four wives»
- В ролях: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цуйфэнь Као, Цзину Ма, Ци Чжао, Линь Кун
- Призы: «Серебряный лев» (Венецианский кинофестиваль, 1991 год), Лучший фильм на иностранном языке (Британская академия, 1993 год).
Другие статьи по теме:
Рубрика «Киноклуб»
Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.