Синемалогия: психология как ключ к прочтению кино

кино и психология

В чем заключается притягательность кинофильма? Что кроется за этой историей, движением потока образов, связанных единой линией сюжета? Почему один образ или сцена нам нравится, а другие мы даже не замечаем?

Седьмая муза, как иногда называют кинематограф, появившись последней, стала первой, по крайней мере, по влиянию и степени всеобщего интереса. Власть кино связана не столько с его техническими возможностями, сколько со способностью вовлекать и увлекать зрителя происходящим на экране.

В 1955 году посетители большой выставки в Париже, посвященной 60-летию киноискусства были удивлены надписью на входе: «Мы отмечаем сегодня 60 лет кино и 300-летие кинематографии». Это парадоксальное утверждение было подкреплено различными экспонатами, техническими устройствами, которые иллюстрировали происхождение кино. Но даже 300-летний рубеж не был началом этого генеалогического древа.

Волшебный фонарь  (лат. Laterna magica) — аппарат для проекции изображений
Волшебный фонарь (лат. Laterna magica) — аппарат для проекции изображений, появившийся в XVII в., XIX в. — в повсеместном обиходе.

« … оптические аппараты, изобретенные жрецами в Древнем Египте для показа «чудес», и силуэты сказочных персонажей и животных, вырезанные из кожи и проецируемые в виде теней на Яванских островах, и турецкий «Карагез», и немецкие и итальянские аппараты для «оптических игр» XVI и XVII веков, и знаменитый китайский «театр теней», и французские волшебные фонари, и персидские раскрашенные от руки «диапозитивы», описанные Омаром Хайямом и доставлявшие радость наивным зрителям иранских базаров еще в XI веке; все эти поиски пытливого человеческого ума, нашедшие даже свое теоретическое выражение в известном фолианте ученого XVII века отца иезуита Кирхнера «Ars Magna Lucis et Umbrae» («Великое искусство света и тени») — все это по справедливости может быть занесено в родословную нового искусства», — писал Жорж Садуль.

Эти достижения человеческого ума, стремление запечатлеть мир и жизнь в движении, как в реальности, в отличие от статики живописи или скульптуры, и привели к рождению кинематографа.

Уже в древности жрецы Древнего Египта, понимали, что эти «чудеса» имеют «магическую» силу, то есть производят более сильное воздействие на человека, чем другие, статические способы передачи образов.

Фрейдисты

Кино зарождается в Европе в период бурного развития науки, техники, урбанизации, экономики. Конец XIX века ознаменован появлением автомобиля, телефона, началом широкого использования электричества.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.

Психология становится самостоятельной наукой (1879 г.), выделившись из философии. А в год рождения кино появляется психоанализ, который сделал первый большой шаг в понимании процессов бессознательного человека, что оказалось важно и для понимания кино.

Одновременно с представлением братьями Люмьер своего аппарата «Синематограф» в 1895 году З. Фрейд и Й. Брейер выпустили книгу «Этюды по истерии», где были сформулированы первые принципы психоанализа. Связь кино и бессознательного сразу превращается в объект изучения, анализа и использования его как с целью лучшего понимания человека, так и влияния на него.

Фильм "Тайны души"
Фильм «Тайны души» (реж. Г.В. Пабст, Германия, 1926 )

Кино изучается и используется в психоаналитических целях. В 1926 году Георг Пабст совместно с учениками Фрейда Абрахамом и Саксом снял кинокартину «Тайны души». Это был первый фильм, представляющий психоанализ как технику исследования человеческого сознания в терапевтических целях. Впоследствии, уже в сороковые годы XX столетия, в американском кино появились психологические триллеры, разгадка которых заключалась в технике исследования бессознательного и понятии «травмы детства».

Интенсивно развиваясь, кинематограф и психоанализ обнаружили все больше общих тем и феноменов, взаимно проникая и влияя друг на друга. Кино помогает аналитикам применять и осмыслять аналитическую теорию и практику, а для многих создателей кино по всему миру психоанализ до сих пор является важной составляющей их жизни и творчества.

«… Бергман – не просто один из многих режиссеров: он – психоаналитик, раскрывающийся на экране», — пишет А. Менегетти.

Изучать психологию стали и сценаристы для построения сюжетных линий и поведенческих реакций героев. Большинство сценариев строится на основе психоаналитического конфликта между «Ид», «Эго» и «Супер-эго». «Множество привычек, которыми обладают герои кинофильмов — есть выражение бессознательных импульсов «Ид», которые, сталкиваясь с запретами общества, ищут возможные пути существования в социуме», — пишет американский психолог Скип Дин Янг (Skip Dine Young. Psychology at the Movies).

Бернардо Бертоллучи 10 говорил: «Я обнаружил, что я имел в моей камере дополнительный объектив, и это был не Kodak и не Zeiss, а Фрейд».

Ученики Юнга

Карл Густав Юнг (1875- 1961) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии.
Карл Густав Юнг (1875- 1961) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии.

Широко используется и теория архетипов Юнга, существенным отличием которой является иное видение бессознательного, – не как «примитивных импульсов и нерешенных личностных комплексов», а как «универсальных паттернов». Комплексы, архетипы и типы сознания – понятия, которые вошли в профессиональные компетенции сценаристов и режиссеров: их используют для создания персонажей, которые затем будут вызывать в бессознательном зрителей ответную эмоциональную реакцию.

Яркие примеры диалога юнгианства и кино – фильмы Джорджа Лукаса «Звездные войны» (1977-2009), «Индиана Джонс» (1981-2008) и трилогия Джорджа Миллера «Безумный Макс» (1979-1985). Благодаря консультациям большого знатока юнгианской психологии, мифологии и истории религии Джозефа Кэмпбелла Лукас и Миллер сотворили в фильмах архетипические образы героев, которые актуальны вне рамок времени, территории, религии. Первые «Звездные войны» задали новую финансовую планку всей голливудской киноиндустрии, и каждая серия устанавливала новые рекорды. «Безумный Макс» стал самым кассовым фильмом в истории австралийского кино.

Идеи Юнга повлияли и на Федерико Феллини. Решив снять продолжение «Сладкой жизни» (1959), режиссер начал изучать работы Юнга, даже приезжал к нему в Кессвиль, после чего снял «Восемь с половиной» (1963). Изучая свои сны и фантазии, Феллини получил доступ к более значимому образному миру, названному Юнгом коллективным бессознательным. Воплощая свои сновидения на пленке, режиссер достигал удивительного реализма.

Объектом изучения психологов стал и процесс восприятия фильма.

Открытые психоанализом механизмы психологической защиты, своего рода фильтр, препятствуют поступлению в сознание зрителя всего разнообразия внешних стимулов (образов): допуская только часть из них, только те, что «получили одобрение» психической цензуры. Этот процесс селекции «заставляет» зрителя «отбирать» строго определенную информацию. Прежде чем воспринять образ, зритель как бы уже бессознательно выбрал то, что в нем увидит (селективное экспонирование). Неодобряемое бессознательным послание (или его часть) не замечается или интерпретируется согласно уже существующим представлениям (селективное восприятие). Этому же правилу следует и механизм запоминания, памяти. Одни образы зритель забывает и, напротив, помнит особенно ярко определенные фильмы или отдельные сцены (селективное запоминание).

К концу кинопросмотра или по прошествии некоторого времени у зрителя остается лишь стереотипное (но именно ему присущее) воспоминание об увиденном, отличающееся от более разнообразной и широкой реальности исходного фильма. По сути, все смотрят одну картину, но каждый видит свой фильм.

Кино, онтопсихология, синемалогия

Онтопсихология рассматривает кино как точный язык, оперирующий внутри психических процессов бессознательного человека. Явное, видимое содержание становится почти не значащим по сравнению со все поддерживающей и настоятельной, но скрытой динамикой фильма. Важнейшие импульсы, мотивирующие человеческое поведение, оказываются прикрытыми культурно-идеологическими одеждами, но продолжают воздействовать и направлять зрителя.

Это воздействие осуществляется за счет кинообразов. Речь идет о форматированном, смоделированном образе. Эта образная символика заставляет зрителя волноваться, чувствовать, переживать эпизоды фильма.

Фильм никогда не смог бы сам по себе дать начало эмоциональным процессам, если бы они уже не существовали и не были актуальными в самом бессознательном. Кинематографическая продукция лишь выявляет и реактивирует реальность, которая уже содержится во внутреннем мире зрителя.

Необходимо уточнить, что в онтопсихологии выделяют два типа психических процессов: первый, в котором проявляется внутреннее природное ядро человека, его самость или онто Ин-се («онтическое в-себе»), второй — отражение экзистенциальной шизофрении. Таким образом, по отношению к образам фильма можно определить валентность поведения или жизненной позиции зрителя.

Кино может выражать как ситуации патологии, так и жизненную реальность, при этом важно выявить критерии поведения психики зрителя при просмотре фильма. Впитывая те или иные образы, зритель неосознанно становится их продолжением, действуя на основе полученной через образы информации. Поэтому семантика фильма, его знаковая реальность и есть человеческое бессознательное. И анализ кинофильма может строиться по аналогии с анализом сновидения.

«Синемалогия» (от итал. Cinelogia) — это логико-поведенческий анализ человека посредством кинематографической проекции. Кино, как явление общественной жизни, культуры, благодаря синемалогии становится средством выявления и анализа психических процессов в человеческом обществе, проявляющихся в каждом фильме, как отражение и проявление коллективного бессознательного в бессознательном режиссера, так и ответно в психике каждого зрителя.

В синемалогии анализу подвергается не сам фильм, а тот эмоциональный отклик, который возникает при соприкосновении с образом у зрителя, и это позволяет человеку обнаружить реакции своей психики, увидеть их.

В течении первых кадров возникает вся динамика фильма, разворачивается полное сновидение: на экране появляются образы, которые будучи проанализированными с помощью онтопсихологического метода, составляют структуру экзистенциальной ситуации, разворачивающейся в фильме. Также как через знак, представленный в сновидении, прочитываются и образы фильма — зонт, дождь, шляпа, юбка, карета, распятие и так далее — и раскрывается насущная реальность динамики психики.

Понимание образов, которыми живет, питается, увлекается человек, означает знание того, «кто он есть», «что он собой представляет»; это знание можно использовать для помощи человеку, для содействия его дальнейшему росту.

«Уловить эмоциональный квант, воспользовавшись «услугами» фильма, означает позволить человеку взять жизнь в свои руки, освободив его от всех архетипов, навязанных воспитанием. И тогда человек, исходя из того, что таит в себе его внутренний мир, сумеет самостоятельно, терпеливо и со всей ответственностью возобновить течение благодатного потока своей жизни». А. Менегетти.

Синемалогия для молодежи Антонио Менегетти

Примеры синемалогий см. в книге Менегетти А. Синемалогия для молодежи. Кино. Онтопсихологический подход.


Другие выдержки из книги:

Познай себя через фильм!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*