Баухаус: истоки современного дизайна

Баухаус

Синонимом дизайна стала европейская школа Баухаус, где на стыке философии, социологии и искусства зарождались направления и принципы новой архитектуры и дизайна.

Современное увлечение дизайном и урбанистикой уходят своими корнями, как и многое другое, в начало XX века, когда и возникали эти понятия в их современном значении.

Глядя на современные вещи: на кресло, чайник или часы мы часто не задумываемся, что их формы, цвета и линии не только результат фантазии, но также и следствие культуры, идеологии, морали, которые преобладают в среде художников, архитекторов, дизайнеров.

Творческая лаборатория

Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус

Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») основал молодой немецкий архитектор Вальтер Гропиус в 1919 году. Идея была открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений. Вокруг школы возникло художественное объединение, и направление в архитектуре.

Преподавателей и учащихся объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что архитектура должна быть функциональной, экономичной и ориентированной на технологию массового производства, чтобы быть общедоступной.

Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии».

В школе преподавали известные художники, скульпторы, архитекторы из разных стран: Йоханнес Иттен, Лионель Фейнингер, Герхард Маркс, Адольф Мейер, Пауль Клее, Василий Кандинский (результаты работы в школе он описал в книге «Точка и линия на плоскости»), Ласло Мохой-Надя, Лотар Шрейер.

Преподаватели школы Баухаус
Слева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер //Getty Images

Промышленная революция и урбанизация предъявляли новые вызовы, но также и открывали  возможности. Популярные социальные идеи, к примеру о бесклассовом обществе равных возможностей по Марксу, увлекали интеллектуалов. И на этой почве дала всходы новая эстетическая культура, доступная и демократичная, адаптированная под массовое производство, но сохранявшая приверженность красоте и пропорции.

Баухаус просуществовал всего 14 лет, в 1933 году нацистское правительство по идеологическим мотивам закрыло школу. Но и этого времени оказалось достаточно, чтобы рожденные идеи и принципы распространились по всему миру и они до сих пор оказывают влияние на окружающий нас предметный мир.

В 2001 году школа Баухауз возобновила свою работу в Германии.

Принципы Баухаус

Одна из главных идей Баухауса: художник — высшая ступень ремесленника. Поэтому в основе обучения было освоение практических навыков и мастерства, умения делать руками, что напоминало традиции итальянской боттеги.

Архитектура Баухаус
Архитектура Баухаус
Архитектура Баухаус

Основные принципы школы сформулированы в ее манифесте, далее приводим некоторые пункты.

  • Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.
  • Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
  • Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.
  • Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.
  • В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.
  • Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.
Современное здание Баухаус
Здание Баухаус сегодня

Всемирное культурное наследие

В заявке на включение «Баухауз» в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО есть следующие слова:

«Их непревзойденная художественная яркость напоминает об оставшемся до сего дня незавершённым проекте модернистской архитектуры, которая создавалась для удобства человека и которая использует данные ей в распоряжение технические и интеллектуальные средства не в разрушительных целях, а стремится приложить их к построению жизненного мира, достойного человека. …

Пусть направленные на политическую и социальную реформу общества идеи «Баухауза» и оказались утопическими мечтаниями, всё же эта утопия — по крайней мере, частично — стала реальностью хотя бы потому, что она породила архитектуру, которая благодаря сочетанию своей привлекательной простоты и заботы о человеке по сей день покоряет сердца, и в качестве культурного наследия уходящего века принадлежит людям всех наций».

Антонио Менегетти о феномене Баухауз

«На мой взгляд, здание Баухауз являет собой красивую форму рациональной архитектуры, инженерной культуры, архитектуры экобиологического пространства.

Баухауз – это рациональное экологическое пространство, функциональное для проживания человека. Были гении, мыслящие люди, стремившиеся к эстетическому функциональному утилитаризму дома, в котором на первое место выходила рациональность пространства в сочетании с внешней красотой.

Однако по политическим соображениям государство может навязывать «поп-арт», популярное искусство. Поп-арт и схожие с ним течения являются продуктом массовой обработки сознания, становясь настоящими банальностями повседневности. Реклама и информация пользуются этими деталями, чтобы обусловить высшие потребности жизни ненасытным потребительством». Из книги А. Менегетти «Кризис современной демократии».

Другие статьи по теме:

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Добавить комментарий