Великий Новгород, второй по величине город древней Руси, был одним из первых центров русского предпринимательства и отличался развитой даже по европейским меркам организацией городской жизни.
Торговлей, ремеслом и промыслом здесь жила большая часть населения, купцы были значимыми фигурами, о них складывались сказки и легенды. К примеру, былина о Садко, где молодой гусляр выбивается в богатые торговцы происходит именно из Новгорода.
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Гости новгородские
Новгород стоял на пути «из варяг в греки», по Волхову плавали караваны «заморских» судов. Новгородцы ходили и на шведский Готланд, и в Любек в Данию, к берегам Финляндии, в прибалтийские города и далее.
В свою очередь скандинавы, немцы, греки, гости из ближних и дальних русских земель приходили торговать в Новгород.Большинство городского населения составляли «меньшие», «мизинные люди» — ремесленники, мелкие торговцы.
Два конца города так и назывались Плотницкий и Гончарский, а киевляне дразнили новгородцев «плотниками». Здесь процветало кузнечное и ювелирное дело, было много оружейников, кожевников, швецов (портных) и бондарей.
Крупную торговлю держали в своих руках богатые купцы вроде Сотко Сытинича, известного по былинам под именем Садко, «богатого гостя новгородского», а также богатые и знатные новгородские бояре.
Они владели огромными дворами-усадьбами, им принадлежали земли, пашни, угодья, луга, «ловы» в необъятных землях Новгородских, простиравшихся от Чудского озера до Северного Урала, до земли Югры (хантов и манси), от Бежецка до далекой Тре (Мурмана).
В эти земли, богатые в первую очередь дорогой пушниной, новгородцы на свой страх и риск посылали «удалых молодцов» — ушкуйников (на речных весельных судах, называвшихся «ушкуями»), которые, где охотясь, где торгуя, а чаще силой облагали местных людей данью, собирая пушнину, моржовую и мамонтовую кость.
Там же новгородцы устраивали соляные варницы, занимались морским рыбным промыслом, добычей серебряных и железных руд и т. д.
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.
Новгородские торговые люди представляли собой и экономическую и политическую силу. Торговля велась корпоративно, «миром» (общиной), на артельных началах. В Новгороде таких артелей были десятки.

Предприниматели создавали и торгово-промышленные ассоциации. Купцы одной категории объединялись вокруг своего патронального храма, платили членские взносы и имели привилегии. К примеру, Садко был членом купеческого товарищества, объединенного вокруг церкви Николы Можайского.
Храм служил не только защитой для товаров и обеспечивал этику и культуру деловых отношений, но также придавал купцу осмысленность и надежность существования, цель, поэтому многие купцы охотно жертвовали и завещали свои капиталы на благое дело.
Иванское сто
Самой крупной и влиятельной в Новгороде была ассоциация купцов-вощников (торговцев воском)«Иванское сто». Ее центр располагался у храма святого Иоанна Предтечи в Опоках.
Там был общественный гостиный двор (в подвале храма), где купцы складывали товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода конференц-зал для встреч и совещаний. На общем собрании купцы выбирали старост, которые руководили делами «ассоциации», наблюдали за делами. Старосты имели влияние на всю новгородскую политическую жизнь.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и за продажу воска, ассоциация взимала особую пошлину. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых служили тогда вместо монеты.
Возникающие противоречия и споры решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Вступить в «Иванское сто» мог только очень состоятельный купец. В кассу «ассоциации» нужно было внести взнос в 50 гривен (около 10 кг серебра) и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен.
«А кто хочет в купечество вложиться в Иванское, даст купцем пошлым вкладу 50 гривен серебра, а тысяцкому сукно ипьское, ино купцам положить в святый Иван полътретьядцать гривен серебра; а не вложится кто в купечество, не даст пятьдесят гривен серебра, ино то не пошлый купець, а пошлым купцем ити им отчиною и вкладом».
Вступив в «Иванское сто», предприниматель и его потомки (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали привилегии.
Например, при опасных торговых операциях от «ассоциации» можно было получить вооруженный отряд для охраны, а в случае финансовых затруднений кредит или даже безвозмездную помощь.
Купцы из «Иванского сто» выполняли и общественные функции. Так, они мостили на свой счёт часть новгородской территории, прилегавшей к двору Ивана Предтечи, так же принимали активное участие в управлении городом, имея влияние на княжескую и посадскую власть, а также на новгородское вече.
Сильно развитая система предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания древнего Новгорода, которое отмечалось иностранными купцами и путешественниками.

И другие рядовичи
«Иванское сто» было самым значительным объединением новгородских купцов, но существовали и другие союзы в Новгороде — «Заморские купцы», «Низовские купцы», «Югорщина», а также в других русских городах.
В XIV–XVI веках торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу («ряда»), объединялись в самоуправляемые организации, члены которых назывались «рядовичами».
Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего центром рядовичей была их патрональная церковь (в подвалах ее хранились товары), нередко им также предоставлялись даже судебные функции.
Устав купеческого объединения при церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде является одним из древнейших уставов средневековых гильдий на севере Европы. Наиболее раннее развитие гильдий встречаем во Фландрии; так, в С. Омере гильдейский статут возник между 1083-1097 гг., а в Валансьене — в 1067 г. В немецких городах гильдейские статуты возникали значительно позже, например в Госларе только в 1200 г.
Крупные города на Руси IX-XIII вв. не уступали своим европейским соседям в политическом и в культурном развитии.
Источники:1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. Олег Платонов http://historic.ru, http://historylib.org, http://www.pechatnyj-dvor.su
Другие статьи по теме:
- История предпринимательства: Русская правда
- История предпринимательства: от Древней Руси до …
- Савва Морозов: неожиданный экзамен
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.