«Чужие деньги». Киноклуб

Фильм Чужие деньги

Почему одни люди добиваются победы и успеха, а другие терпят поражение? Кинофильм можно использовать как лабораторию, чтобы отыскать ответ на этот и другие вопросы. К примеру, фильм «Чужие деньги».

Главный герой фильма Лоуренс Гарфилд (Дэнни ДеВито) занимается бизнесом по слияниям и поглощениям компаний. Он скупает акции недооцененных по тем или иным причинам предприятий и затем продает их с прибылью. Иногда это приводит к закрытию заводов или фабрик, но на их месте возникают новые.

Однажды, под рождество Гарфилд обнаруживает, что акции малоизвестной компании New England Wire & Cable потихоньку стали расти в цене. Более детальное изучение экономики предприятия вызывает у него еще больший интерес, так как показывает, что акции сильно недооценены и скупив предприятие можно заработать десятки миллионов долларов.

Экономическая логика этой сделки прозрачна и лежит на поверхности, но когда Гарфилд встречается с крупным акционером и президентом компании Эндрю Йоргенсоном (Грегори Пек) он сталкивается с непониманием и получает отказ. Отсюда начинает развитие сюжетная линия фильма, основанная на конфликте поколений, экономических моделей и мировоззрений.

Йоргенсон пожилой промышленник старой закалки, хочет сохранить фабрику, которую считает своей. Для него предприятие ― это и семья, и друзья, и собственная история. Закрыть фабрику, чтобы вынуть деньги и вложить в другой бизнес он не может не из-за глупости, но по моральным причинам, таковы его убеждения, на которых он стоит и не в силах поменять.

Гарфилд моложе, прагматичней, более гибок. Он смотрит на бизнес как на чистую математику денег. У него нет предубеждений, для него это игра. Фабрика — товар, который покупается и продается, и так как сделка сулит хорошую выгоду, он хочет ее совершить.

В фильме происходите столкновение ценностей старых и новых. Глобализация, новые технологии — от электрической зубной щетки до персональных компьютеров становятся данностью, которые невозможно не брать в расчет. Фабрика, которая по старинке делает кабель и провод, уже атавизм, она не конкурентноспособна, спрос на продукцию падает, ее будущее предрешено.

Гарфилд лишь подводит черту, расчищает место под новый проект. Раз фабрика не дает прибыль, нужно что-то менять: либо сменить управленцев, либо расчистить территорию для нового, более актуального и востребованного производства. Что в итоге и происходит.

Чтобы реализовать экономическую логику требуется учитывать множество обстоятельств, в том числе и юридического свойства. И если Гарфилд, как он выразился «вырос в судах», то старина Йоргенсон не был готов использовать юридические «тонкости» даже для защиты своего бизнеса, имея на своей стороне профессионального адвоката — Кейт Салливан (Пенелопа Энн Миллер). По моральным причинам.

Открытая схватка двух взглядов на экономику происходит на собрании акционеров, где и решается судьба предприятия. Честный и бесхитростный промышленник в своей речи упирает на эмоциональные понятия: дружба, справедливость, человеческие ценности. А выигрывает Гарфилд, потому что прямо говорит о логике денег, о выгоде акционеров, потому что такова логика дела.

Значит ли это, что новый мир сметает не только старые технологии, но и прежние человеческие ценности? Меняются социальные стереотипы, на смену семейным и патриархальным приходят новые формы, более свободные, гибкие и динамичные, способные лучше адаптироваться к быстроте изменений внешней среды.


Ум, гибкость, профессионализм, активная жизненная позиция становятся еще более актуальными и именно эти ценности ведут к победе.


Победа Гарфилда ― это не только экономическая целесообразность, не только выгода для акционеров, но и рождение нового проекта по выпуску металлического корда для подушек безопасности ― новые рабочие места, новый товар, который служит сохранению жизни людей. Все это человеческие ценности, которые и создаются активно действующим предпринимателем.


О фильме «Чужие деньги» (Other People’s Money, 1991)

  • Производство: США, киностудия Warner Bros.
  • Режиссер: Норман Джуисон, канадский режиссер, продюсер и актер, родился в 1926 году (85 лет), снял более 30 фильмов, среди них: Роллербол (1975), Иисус Христос ― Суперзвезда (1973), Афера Томаса Крауна (1968), Цинциннати Кид (1965) и другие.
  • Сценарист: Элвин Сарджент, Джерри Стернер
  • Композитор: Дэвид Ньюман
  • Главные роли: Дэнни ДеВито, Грегори Пек, Пенелопа Энн Миллер, Пайпер Лори, Дин Джонс
  • Сборы в США: $25,7 млн
  • Продолжительность: 103 мин.

Другие статьи по теме:

Рубрика «Киноклуб»

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*